про твої права

Трудовые споры

Понятие, виды, причины трудовых споров и забастовки в Украине: порядок разрешения индивидуальных и коллективных судебных трудовых споров

Путеводитель по статье

  1. Индивидуальный и коллективный трудовой спор
  2. Урегулирование и решение трудовых споров
  3. Комиссия по трудовым спорам
  4. Судебные трудовые споры
  5. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
  6. Право на забастовку

    6.1 Что такое забастовка

    6.2 Мирное разрешение конфликта. Примирительная комиссия и трудовой арбитраж

    6.3 Процедура организации забастовки

    6.4 Запрет на забастовку

  7. Право на забастовку во время действия военного положения
Видео путеводитель
Индивидуальные трудовые споры в Украине

Индивидуальные трудовые споры в Украине

Индивидуальный и коллективный трудовой спор

Индивидуальные трудовые споры - это противоречие между работником и владельцем (уполномоченным им органом), возникшие в процессе трудовых и связанных с ними правоотношений.

Коллективный трудовой спор (конфликт) - это разногласия, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

  • а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;
  • б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
  • в) выполнение коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
  • г) невыполнения требований законодательства о труде.

Сторонами коллективного трудового спора (конфликта) являются:

на производственном уровне - наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений или первичная профсоюзная или иная уполномоченная наемными работниками организация и работодатель. По поручению интересы работодателя в коллективном трудовом споре может представлять другое лицо, организация работодателей, объединения организаций работодателей.

на отраслевом, территориальном уровнях - наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) или административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные этими наемными работниками органы и организации работодателей, их объединения или центральные органы исполнительной власти, или местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

на национальном уровне - наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы или их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы и всеукраинские объединения организаций работодателей или Кабинет Министров Украины.

Уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единственным полномочным представителем наемных работников до момента прекращения такого спора (конфликта).

Урегулирование и решение трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются:

  1. комиссиями по трудовым спорам;
  2. районными, районными в городе, городскими или районными судами.

Такой порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих между работником и собственником или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется:

 по вопросам установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта; заключения или изменения коллективного договора, соглашения, -  примирительной комиссией, а в случае непринятия ею решения в сроки, установленные законом, - трудовым арбитражем;

по вопросам выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; невыполнения требований законодательства о труде, -трудовым арбитражем.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не менее половины ее состава.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря комиссии. По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Организационно-техническое обеспечение комиссии по трудовым спорам (предоставление оборудованного помещения, печатной и другой техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т. д.) Осуществляется собственником или уполномоченным им органом. Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации имеет печать установленного образца.

Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, указанных в статьях 222, 232 КЗоТа.

Согласно ст.222 КЗоТа особенности рассмотрения трудовых споров судей, прокурорско-следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, имеющих классные чины, устанавливаются законодательством.

Статьей 232 Кодекса предусмотрен перечень индивидуальных трудовых споров, которые подлежат рассмотрению исключительно в судах.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации, представляющей его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с собственником или уполномоченным им органом.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам о выплате причитающейся ему заработной платы - без ограничения каким-либо сроком. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить.

Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, представителей собственника или уполномоченного им органа. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель профсоюзного органа или по выбору работника другое лицо, в том числе адвокат.

В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается до следующего заседания. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь в пределах трехмесячного срока со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам проведение технических, бухгалтерских и других проверок, требовать от собственника или уполномоченного им органа необходимые расчеты и документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей избранных в ее состав членов.

Работник и собственник или уполномоченный им орган вправе заявить мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не участвует в решении вопроса об отводе.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и секретарем.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

В решении указываются: полное наименование предприятия, учреждения, организации, фамилия, имя и отчество работника, обратившегося в комиссию, или его представителя, дата обращения в комиссию и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии членов комиссии, владельца или представителей уполномоченного им органа, результаты голосования и мотивированное решение комиссии.

Копии решения комиссии в трехдневный срок вручаются работнику, владельцу или уполномоченному им органу.

В случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам работник или владелец или уполномоченный им орган могут обжаловать ее решение в суд в десятидневный срок со дня вручения им выписки из протокола заседания комиссии или его копии. Пропуск указанного срока не является основанием отказа в принятии заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае, если пропущенный срок не будет восстановлен, заявление не рассматривается, и остается в силе решение комиссии по трудовым спорам.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом, рассматривающим трудовой спор, подлежит немедленному исполнению.

В случае невыполнения собственником или уполномоченным им органом решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок работнику комиссией по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

В удостоверении указываются наименование органа, вынесшего решение по трудовому спору, даты принятия и выдачи и номер решения, фамилия, имя, отчество и адрес взыскателя, наименование и адрес должника, номера его счетов в банках, решение по существу спора, срок предъявления удостоверения к исполнению. Удостоверение заверяется подписью председателя или заместителя председателя комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации и печатью комиссии по трудовым спорам.

На основании удостоверения, предъявленного не позднее трехмесячного срока в орган государственной исполнительной службы или частному исполнителю, государственный исполнитель или частный исполнитель выполняет решение комиссии по трудовым спорам в принудительном порядке.

Судебные трудовые споры

Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции – районными, районными в городе, городскими судами, в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным Кодексом. Исковое заявление в трудовом споре можно подать как по месту нахождения ответчика, так и по месту проживания или месту регистрации истца.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем, или другим лицом, которому законом предоставлено право обращаться в суд в интересах другого лица.

Исковое заявление должно содержать:

  1. наименование суда первой инстанции, в который подается заявление;
  2. полное наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество - для физических лиц) сторон и других участников дела, их местонахождение (для юридических лиц) или место жительства или пребывания (для физических лиц) , почтовый индекс, идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (для юридических лиц, зарегистрированных по законодательству Украины), а также регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) при его наличии или номер и серию паспорта для физических лиц - граждан Украины (если такие сведения истцу известны), известные номера средств связи, официальной электронной почты и адреса электронной почты
  3. указание цены иска, если иск подлежит денежной оценке; обоснованный расчет сумм, взыскиваемых или оспариваемых;
  4. содержание исковых требований: способ (способы) защиты прав или интересов, предусмотренный законом или договором, или другой способ (способы) защиты прав и интересов, что не противоречит закону и который истец просит суд определить в решении; если иск подан к нескольким ответчикам - содержание исковых требований по каждому из них;
  5. изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования; указания доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства;
  6. сведения о принятии мер досудебного урегулирования спора, если такие проводились, в том числе, если законом определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора;
  7. сведения о принятии мер обеспечения доказательств или иска до подачи искового заявления, если таковые проводились;
  8. перечень документов и других доказательств, прилагаемых к заявлению; указание доказательств, которые не могут быть представлены вместе с исковым заявлением (при наличии); указания о наличии у истца или другого лица оригиналов письменных или электронных доказательств, копии которых добавлены к заявлению;
  9. предварительный (ориентировочный) расчет суммы судебных расходов, которые истец понес и которые ожидает понести в связи с рассмотрением дела;
  10. подтверждение истца о том, что им не подано другого иска (исков) к этому же ответчику (ответчиков) с тем же предметом и по тем же основаниям.

В исковом заявлении могут быть указаны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

Истцы в делах о взыскании заработной платы и восстановлении на работе от уплаты судебного сбора освобождаются.

В судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

  1. работника или владельца или уполномоченного им органа, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации (подразделения);
  2. работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;
  3. работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
  4. руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителей, главного бухгалтера предприятия, его заместителей, а также должностных лиц органов доходов и сборов, которым присвоены специальные звания, и служебных лиц центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах государственного финансового контроля и контроля за ценами; руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан, по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий;
  5. собственника или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;
  6. работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством предварительно был решен владельцем или уполномоченным им органом и выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав;
  7. работников об оформлении трудовых отношений при выполнении ими работы без заключения трудового договора и установления периода такой работы.

Непосредственно в районных, районных в городе, городских или городских районных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

  1. работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;
  2. молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
  3. беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка с инвалидностью, а одиноких матерей (отцов) - при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет
  4. выборных работников после окончания срока полномочий;
  5. работников, которым предоставлено право возвратного приема на работу;
  6. других лиц, с которыми владелец или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор.

Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективные споры рассматриваются примирительной комиссией или трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия - орган, предназначенный для выработки решения, что может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон.

Примирительная комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в трехдневный, на отраслевом или территориальном уровне - в пятидневный на национальном уровне – в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора

В случае необходимости примирительная комиссия:

  • привлекает в свой состав независимого посредника;
  • консультируется со сторонами коллективного трудового спора (конфликта), центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными органами.

Организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия - в равных долях.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны предоставлять примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров.

Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный, отраслевой и территориальной примирительной комиссии - в десятидневный, примирительной комиссией на

национальном уровне - в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Трудовой арбитраж - орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимающий решения по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае:

  • неприятия примирительной комиссией согласованного решения;
  • возникновения коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений; невыполнения требований законодательства о труде.

 Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по соглашению сторон. Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов.

В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае необходимости - представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней.

Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами.

Решение трудового арбитража о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) является обязательным для выполнения, если стороны об этом предварительно договорились.

Право на забастовку

О забастовке, как действенном методе борьбы пролетариата за свои права, нам известно еще по школьным учебникам истории. Да и в сегодняшних в СМИ нередко встречаются новости о том, что в той или иной стране работники одной из компаний, а то и целой отрасли производства, объявили забастовку, борясь за свои трудовые и социальные права. Насколько правомерны такие действия работников в Украине и как урегулирован вопрос проведения забастовок в нашей стране разбирался Prostopravo.com.ua

Терминология. Что такое забастовка

Конституция Украины своей статьей 44 гарантирует каждому работающему право на забастовку с целью защиты своих экономических и социальных интересов.

Согласно той же статье Конституции Украины, забастовка – дело добровольное, но все должно происходить сугубо в рамках закона без ущерба государственной безопасности, здоровью, правам и свободам других людей.

Более подробно о забастовках, порядке их организации, ограничениях при их проведении и случаях, когда бастовать нельзя, читаем в Законе Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (далее – Закон), раздел третий которого, как раз и регулирует все эти вопросы.

Забастовка, указывает статья 17 Закона, - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта). При этом, забастовка может быть применена исключительно как крайний метод разрешения конфликта, после того как исчерпаны все прочие методы урегулирования, и работодатель (уполномоченный им орган, лицо) отказали в удовлетворении требований наемных работников (уполномоченного ими органа, профсоюза).

К конфликту могут привести  разногласия, возникшие между наемными работниками и работодателями относительно одного из таких вопросов:

  1. установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;
  2. заключения  или изменения коллективного договора;
  3. выполнения коллективного договора или отдельных его положений;
  4. невыполнения требований законодательства о труде.

Законодатель определил, что конфликт между наемными работниками и работодателем возникает в тот момент,  когда уполномоченный представительский орган наемных работников, или представители профсоюза получил от работодателя сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением работодателя, или же момент, когда сроки рассмотрения требований, предусмотренных Законом, закончились, а ответа от работодателя не поступило.

Но возникновение конфликта – не повод объявлять забастовку. Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта), либо если работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения конфликта.

Мирное разрешение конфликта. Примирительная комиссия и трудовой арбитраж

В зависимости от специфики конфликта, а вернее от того, какова причина его возникновения, его разрешение возлагается на одну из инстанций: примирительная комиссия или трудовой арбитраж. Первая призвана разрешить конфликт, возникший в силу изменений условий труда и заключения (изменения) коллективного договора, последний – в связи с исполнением (чаще, неисполнением) работодателем условий коллективного договора или несоблюдения им трудового законодательства.

Примирительная комиссия – это временный орган, создаваемый сторонами конфликта, для выработки решения, соблюдающего интересы их обеих. Каждая из сторон конфликта делегирует в комиссию равное количество своих представителей. На производстве такая комиссия должна быть создана в течение трех дней с момента возникновения конфликта. Закон отводит примирительной комиссии всего пять дней на разрешение конфликта, хотя и оставляет за ней право продлить срок принятия решения, если его окажется недостаточно для нахождения консенсуса. Когда же компромисс между сторонами конфликта достигнут, примирительная комиссия оформляет его протоколом. Решение имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки им установленные.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Трудовой арбитраж – также орган создаваемый на время существования конфликта. Принципиальное отличие трудового арбитража от примирительной комиссии состоит в том, что в его состав входят привлеченные сторонами специалисты, эксперты и другие лица, компетентные в вопросах, касающихся сути конфликта.

К слову сказать, трудовой арбитраж может быть создан и как «продолжатель дела» примирительной комиссии, если та не в состоянии принять согласованного решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта), в связи с возникновением которого она была создана.

Как и примирительная комиссия, трудовой арбитраж создается в трехдневный срок с момента возникновения конфликта, либо с того момента, как истекает срок для принятия решения примирительной комиссией. Количественный состав арбитража определяют стороны коллективного трудового спора. Рассмотрение конфликта происходит при обязательном присутствии представителей сторон.

Для принятия решения закон отводит трудовому арбитражу десять дней, начиная со дня его создания. Этот срок может быть продлен до двадцати дней решением большинства членов арбитража.

Трудовой арбитраж принимает свое решение простым большинством голосов, оформляя его протоколом за подписью всех его членов. Если стороны конфликта договорились о том, что решение трудового арбитража о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) является для них обязательным, они обязаны его исполнять.

Процедура организации забастовки

Ну, а если уж примирительные процедуры, описанные нами выше, ни к чему не привели, время переходить к организации забастовки.

Изначально большинство наемных работников предприятия должны проголосовать за решение об объявлении забастовки. Решение должно быть оформлено протоколом. Этим же решением определяется руководитель забастовки.

Орган или же лицо, возглавляющее забастовку, обязан письменно предупредить работодателя не позднее, чем за семь дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на постоянно действующем производстве - за пятнадцать дней.

Если же забастовка будет сопровождаться митингами, собраниями, пикетами вне стен предприятия, то организаторы забастовки обязаны предупредить о подобных мероприятиях местные органы власти не позднее, чем за три дня до даты их проведения.

При этом проведение забастовки никоим образом не освобождает стороны конфликта от продолжения поиска мирных путей его разрешения.

Организаторам следует позаботиться о соблюдении всех требований законодательства, а также учитывать следующие случаи, когда в судебном порядке забастовка может быть признана незаконной, а их действия будут квалифицироваться как нарушение трудовой дисциплины со всеми вытекающими:

  1. забастовка объявлена с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, которые нарушают права человека;
  2. забастовка объявлена в тех случаях, когда конфликтная ситуация не представляет собой коллективный трудовой спор в понимании Закона, либо трудовым коллективом не соблюдены формальности формирования своих требований и передачи их работодателю, либо не наступил момент возникновения трудового конфликта, с другими нарушениями Закона, в частности, до завершения процедуры мирного урегулирования в пределах сроков, отведенных Законом.
  3. забастовка начата без утверждения ее руководителя (-ей), а также в тех случаях, когда это прямо запрещено законом.

Запрет на забастовку

Хотя право на забастовку – конституционное право всех работающих, Закон все в же прямо запрещает проведение забастовок:

  • если прекращение работниками выполнения своих трудовых обязанностей может создать угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствовать предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий или ликвидации их последствий.
  • работникам органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка (кроме технического и обслуживающего персонала).
  • в случае объявления чрезвычайного положения и принятия Верховной Радой Украины или Президентом Украины соответствующего запрета на проведение забастовок на срок, не превышающий один месяц. Дальнейший запрет должен быть одобрен общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения запрет на проведение забастовок до момента его отмены наступает автоматически.

В целом, забастовок надлежит опасаться либо работодателям, которые без должного уважения относятся к интересам своих работников, либо же в тех случаях, когда недовольство условиями труда выходит за рамки одного конкретного предприятия и становится уже социальной проблемах в пределах отдельного региона, а то и государства в целом.

Право на забастовку во время действия военного положения

Как уже было сказано выше, во время действия режима военного положения проведение забастовок работников запрещается.

Так, в соответствии с Законом Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» на период действия военного положения вводятся ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных статьями 43, 44 Конституции Украины.

То есть речь идет не только о праве на забастовку, но и о гарантиях, предусмотренных статьей 43 Конституции Украины (запрет принудительного труда, ограничение работы женщин и детей на опасных для их здоровья работах и т.п.).

Право на отдых не отменяется, но тоже ограничивается.

Так, в период действия военного состояния предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год. Неиспользованные дни переносятся на период после прекращения или отмены военного положения.

Также в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска.

В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры

Однако в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока.

По заявлению работника, который выехал за пределы территории Украины или получил статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени пребывания в отпуске в стаж работы , дающий право на ежегодный основной отпуск.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в сфере трудового права

Нуждаетесь в юридической помощи?