Как предлагают вводить накопительную систему пенсионного страхования в Украине? 26.02.2020

Необходимость введения в Украине второго уровня пенсионного обеспечения - накопительного - уже давно назрела. Как и когда народные депутаты предлагают ввести обязательное накопительное пенсионное страхование в Украине? - выяснял Prostopravo .

Как предлагают вводить накопительную систему пенсионного страхования в Украине?

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта: № 2683 «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» и альтернативный №2683-1 « О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной системы государственного пенсионного страхования ».

Законопроектом  №2683, внесенным народными депутатами от фракции «Слуга народа», предполагается установить обязательное участие в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц до достижения ими пенсионного возраста и привлечения работодателей к уплате пенсионных взносов на паритетных началах . Так, работодатели будут платить 2% от размера заработной платы работников, а участники системы (работающие лица) будут платить взносы в размере 1 процент от заработной платы (дохода) . По желанию работника, размер его самостоятельных взносов может быть увеличен. Работодатель обязан пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника.

Законопроектом предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы (людей, из заработной платы которых осуществляются отчисления) в размере, накопленном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходят к его наследникам.

Законопроектом предложена комбинированная модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения, которая предусматривает аккумулирование взносов в Пенсионном казначействе, привлечение Центрального администратора для удешевления и консолидации услуг по администрированию персонифицированных счетов участников Пенсионного казначейства, а также в негосударственных пенсионных фондах, допущенных к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации. 

Управление активами средств Пенсионного казначейства будет осуществляться компаниями по управлению активами, допущенными к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации.

Хранение активов Пенсионного казначейства будет осуществляться банками-хранителями, допущенными к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации.

Авторизация компаний по управлению активами, хранителей, негосударственных пенсионных фондов, администраторов и страховых компаний будет осуществляться путем включения их в Реестр авторизованных субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения при условии соответствия таких субъектов установленным законом требованиям.

Участник системы должен выбрать пенсионный портфель ( консервативный, сбалансированный или динамический ) авторизованной компании по управлению активами Пенсионного казначейства или авторизованный негосударственный пенсионный фонд.

При этом свой выбор участник системы осуществляет в электронном кабинете участника системы на сайте Центрального администратора или подает заявление установленного образца в органы Центрального администратора.

При этом взносы участников системы, которые не определились со своим выбором, подлежат автоматическому распределению между пенсионными портфелями, управление активами которых осуществляется авторизованными компаниями по управлению активами, с которыми Радой Пенсионного казначейства заключены договоры.

Участник системы имеет право изменить пенсионный портфель или авторизованный негосударственный пенсионный фонд.

Законопроектом предусмотрено, что у учасника системы будет право на получение за счет средств системы накопительного пенсионного обеспечения единовременных выплат, ускоренных выплат, программных выплат, пожизненных пенсий.

В то же время, законопроект №2683-1 " О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной системы государственного пенсионного страхования " подан группой народных депутатов от фракции «Оппозиционная платформа - за жизнь». По мнению авторов этого законопроекта , для дальнейшего пенсионного реформирования должны быть созданы соответствующие макроэкономические и институциональные условия, учтены опыт зарубежных стран (прежде всего, стран Европейского Союза) и предложен профессиональный и всесторонне взвешенный подход к выбору стратегии и инструментов внедрения накопительной системы пенсионного страхования.

Законопроектом предусмотрено выполнение ряда условий, необходимых для эффективного внедрения накопительной системы пенсионного обеспечения в Украине. В том числе, достижение макроэкономической стабилизации и создание надежного экономического обоснования, которое позволит одновременно обеспечить результативную работу солидарной системы и соответствующую доходность активов накопительной системы.

Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится только после выполнения следующих условий:

  • в течение двух лет подряд обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины;
  • в течение двух лет подряд достигнут экономический рост (статистически зафиксированный прирост реального валового внутреннего продукта происходит не менее двух лет).

С целью повышения уровня функциональности и ответственности в работе Накопительного фонда предлагается временно делегировать управленческие функции Кабинету Министров Украины, а формирование состава Наблюдательного Совета Накопительного фонда осуществлять с обеспечением социального партнерства. Также предусмотрено ужесточение требований к компаниям по управлению пенсионными активами.

Также предусмотрено, что защита пенсионных доходов вкладчиков накопительной системы от рисков инвестирования будет достигнута за счет предоставления государственных гарантий по сохранности вложений пенсионной системы; инвестирования пенсионных активов в течение первых пяти лет деятельности Накопительного фонда исключительно в приобретение государственных ценных бумаг.

Так, хранителем может быть банк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности соответствует требованиям Закона о хранения активов и обслуживания средств Накопительного пенсионного фонда и 100 процентов уставного капитала которого находятся в государственной собственности. Лишь после пяти лет со дня введения накопительной системы пенсионного страхования управление пенсионными активами Накопительного фонда может осуществляться компаниями по управлению активами что избираются по результатом конкурса.

В течение 10 лет со дня введения накопительной системы государственного пенсионного страхования взносы в Накопительный фонд будут оплачиваться застрахованными лицами исключительно на добровольных началах.


FAQ по пенсии

Бланки документов и справочники