про твої права

Налоговые проверки

Налоговые проверки и штрафы в Украине: порядок проведения плановых и внеплановых проверок налоговой инспекцией (налоговой милицией), камеральных и документальных.

Путеводитель по статье

  1. Камеральная проверка
  2. Документальные проверки
  3. Фактическая проверка
  4. Электронные налоговые проверки
  5. Какие нарушения допускают налоговые органы при проведении проверок?

    5.1 Нарушения при проведении камеральных проверок

    5.2 Нарушения при проведении плановых документальных проверок

    5.3 Нарушения при проведении внеплановых документальных проверок

    5.4 Нарушения при проведении фактических проверок

    5.5 Обжалование результатов налоговой проверки

    5.6 Штрафы налоговой

  6. Налоговая проверка: 10 советов, как подготовиться
Видео путеводитель
Налоговые проверки: что делать, как обжаловать?

Налоговые проверки: что делать, как обжаловать?

Налоговые проверки являются одними из самых распространенных и самых неприятных по своим последствиям для предпринимателей. В то же время, при их проведении сами же органы Государственной фискальной службы нередко допускают нарушения. Сегодня prostopravo расскажет о видах проверок налоговыми органами и порядке их проведения.

Налоговым Кодексом предусмотрено проведение таких видов налоговых проверок: камеральные, документальные (которые в свою очередь делятся на плановые и внеплановые, выездные и невыездные) и фактические проверки.

Камеральная проверка

Камеральная проверка проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Предметом камеральной проверки может быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных;
  • своевременность исправления ошибок в налоговых накладных и своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.

Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) или направления на ее проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

Документальные проверки

Документальной считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте Государственной фискальной службы до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, имеющие риск неуплаты налогов и сборов, неисполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы.

Не может быть предметом плановой документальной проверки вопросы соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", кроме случаев проверки соблюдения налогоплательщиком требований подпунктов 140.5.4, 140.5.6 пункта 140.5 статьи 140 НКУ

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год.

О проведении документальной плановой проверки руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа принимается решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пп.78.1.1 – 78.1.19 п. 78.1 ст. 78 НКУ.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему до начала проведения указанной проверки вручена  копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа. Присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не обязательно. При наличии письменного обращения налогоплательщика вместо документальной невыездной проверки может проводиться документальная выездная проверка.

Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой по заявлению налогоплательщика считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска в контролирующий орган, в котором он находится на налоговом учете. Заявление подается за 10 дней до предполагаемого начала проведения электронной проверки.

Фактическая проверка

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пп.80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ.

О самых распространенных нарушениях при проведении проверок налоговыми органами и способах их обжалования расскажем в следующих публикациях.

Электронные налоговые проверки

Согласно абзацу 6 п.75.1.2  статьи 75 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), электронная налоговая проверка относится к категории документальных невыездных внеплановых проверок. Электронную проверку  инициирует сам налогоплательщик, подавая соответствующее заявление в орган государственной налоговой службы (далее – ГНС), в котором он состоит на налоговом учете. Заявление должно быть подано за десять календарных дней до ожидаемой даты начала проведения электронной проверки.

Право подать заявление о проведении электронной проверки имеет только налогоплательщик с незначительной степенью риска.

Перечень рисков и их распределение по степеням, согласно п.77.2 статьи 77 НКУ устанавливает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику. Критерии распределения степеней риска можно найти в «Методических рекомендациях относительно составления плана–графика проведения плановых проверок субъектов хозяйствования», утвержденных приказом Государственной налоговой администрации Украины № 190 от 01.04.2011 года.

Порядок представления налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения контролирующим органом о проведении такой проверки утвержден Приказом Министерства финансов от 20.11.2015  № 1040.

Электронная проверка проводится на основании заявления налогоплательщика о проведении электронной проверки, которое подается по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку.

Плательщиком налогов в заявлении, кроме общих учетных данных, в обязательном порядке указывается информация про:

1) налоговые периоды хозяйственной деятельности, подлежащих электронной проверке;

2) систему налогообложения, которая применяется налогоплательщиком;

3) перечень налогов, которые будут проверены при проведении электронной проверки (единый налог, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, другие налоги при наличии технической возможности их проверки контролирующими органами)

4) ведение в электронном виде бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 года № 291, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1999 года № 893/4186 (с изменениями);

5) ведение в электронном виде первичных документов, подтверждающих правомерность ведения бухгалтерского учета;

6) предоставление налогоплательщиком вместе с Заявлением в контролирующий орган в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц документов, в соответствии с Налоговым Кодексом связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются налогоплательщиком в электронной форме и хранятся на машинных носителях информации), в формате, установленном в соответствии с пунктом 85.2 статьи 85 главы 8 раздела II Кодекса.

Заявление подается руководителем или уполномоченным представителем налогоплательщика в контролирующий орган, в котором он состоит на учете, не позднее чем за 10 дней до предполагаемого начала проведения электронной проверки.

Заявление и документы, могут быть поданы налогоплательщиком в контролирующий орган одним из следующих способов:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • непосредственно в контролирующий орган;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Электронная проверка может быть проведена по определенным налогоплательщиком налоговым периодам, за которые проводились документальные плановые или внеплановые проверки (по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик намерен проверить), и в случае представления в контролирующий орган соответствующих деклараций (расчетов). Такой налоговый период не может составлять менее одного базового налогового (отчетного) периода по соответствующему налогу (сбору).

Контролирующий орган на основании информации, указанной налогоплательщиком в заявлении и прилагаемых к ней документах для проведения электронной проверки, и налоговой информации, имеющейся в контролирующем органе, принимает решение о проведении / непроведении такой проверки.

Решение о проведении / непроведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки принимается руководителем контролирующего органа в течение 10 календарных дней со дня получения такого заявления.

Решение о непроведении проверки может быть принято контролирующим органом, если установлены следующие обстоятельства:

1) Заявление подано с нарушением установленного порядка и формы, в том числе не указано (неправильно указано) необходимые данные,  не подписано или не скреплена печатью налогоплательщика (при наличии);

2) плательщик относится к средней или высокой степени риска, определенного в соответствии с пунктом 77.2 статьи 77 главы 8 раздела II Налогового Кодекса;

3) учетные данные плательщика, полученные контролирующим органом в установленном законодательством порядке, не соответствуют данным, указанным в Заявлении;

4) период, который подлежит проверке в соответствии с Заявлением, не соответствует базовому налоговому (отчетному) периоду по соответствующему налогу (сбору)

5) период, который подлежит проверке в соответствии с Заявлением, уже охвачен документальной плановой или внеплановой проверкой (по соответствующим вопросам, которые налогоплательщик намерен проверить)

6) бухгалтерский учет (в электронном виде) ведется с нарушением Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 года № 291, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1999 года № 893/4186 (с изменениями);

7) налогоплательщик не подал вместе с Заявлением в контролирующий орган в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц документов, в соответствии с Кодексом связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, в формате, установленном в соответствии с пунктом 85.2 статьи 85 главы 8 раздела II Кодекса;

8) другие аргументированные основания, которые технически не позволяют провести документальную проверку электронным способом.

Решение о непроведении проверки в обязательном порядке должно содержать перечень установленных контролирующим органом оснований, которые не дают возможности провести электронную проверку.

Решение о проведении / непроведении электронной проверки направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия.

Какие нарушения допускают налоговые органы при проведении проверок?

Предприниматели чаще всего обжалуют результат проведенной проверки, а именно: налоговое уведомление-решение о доначислении налогов, сборов и штрафных санкций. Но во многих случаях налоговыми органами допускаются нарушения еще в процессе проведения проверки или даже до ее фактического начала – при вынесении приказа о назначении проверки субъекта предпринимательства. В таком случае, при грамотном обжаловании, можно вообще не допустить проведения проверки. О самых распространенных нарушениях при проведении налоговых проверок предпринимателей расскажет Prostopravo

Нарушения при проведении камеральных проверок

Камеральная проверка проводится без вынесения налоговыми органами приказа о ее проведении, в помещении налогового органа и без присутствия самого налогоплательщика. Однако при ее проведении налоговые органы также допускают нарушения. Чаще всего нарушения связаны с предметом такой проверки. Так, камеральная проверка проводится исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика,  данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Требовать для проведения камеральной проверки дополнительные документы (договора, акты, финансовые и банковские документы) налоговый инспектор не имеет права.

Если у предпринимателя требуют предоставить какие-либо дополнительные документы или данные для проведения камеральной проверки, ему следует отказать и потребовать направить официальный письменный запрос. Скорее всего такого запроса не последует, т.к. представители налоговых органов прекрасно понимают, что таким образом совершают нарушение действующего законодательства. Если же запрос последует, предприниматель имеет все основания обратиться с жалобой на действия должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган, суд или даже с заявлением в прокуратуру.

Нарушения при проведении плановых документальных проверок

Чаще всего налоговые органы допускают нарушения при проведении документальных (как плановых, так и внеплановых) проверок.

Прежде всего, налогоплательщик должен знать, что налоговые органы имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки только после предъявления:

  • направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта или объекта, проверка которого проводится, цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленной печатью контролирующего органа;
  • копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта и при проведении проверки в другом месте - адрес объекта, проверка которого проводится, цель, вид, основания для проведения проверки, определенные Налоговым Кодексом, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться. Приказ о проведении проверки является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скрепления печатью контролирующего органа;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Если вышеназванные документы не были предъявлены или отправлены налогоплательщику  или оформлены с нарушением установленных требований, у предпринимателя есть все основания для недопуска должностных лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной проверки. В таком случае следует сделать на титульной стороне приказа о проведении проверок пометку о недопуске сотрудника налогового органа к ее проведению, с указанием причин.

Также обратите внимание, что документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.

План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год. Критерии отнесения налогоплательщика к той или иной категории по степени риска установлены Приказом Министерства финансов от 02.06.2015  № 524.

Если налогоплательщик включается в План-график плановых проверок чаще, чем это предусмотрено законодательством, у него есть все основания для обжалования Приказа о проведении такой проверки.

Приказ налогового органа о проведении проверки обжалуется в административный суд. К исковому заявлению следует приложить ходатайство об обеспечении иска с требованием запретить налоговым органам проводить проверку.

Кроме того, запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, налогов, сборов и единого взноса при выплате (начислении) доходов физическим лицам, налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Также следует помнить, что право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Нарушения при проведении внеплановых документальных проверок

Прежде всего, следует помнить, что внеплановые документальные проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным пп.78.1.1. – 78.1.19 п.78 ст. 78 Налогового Кодекса.

Но даже ссылаясь в приказе о проведении внеплановой документальной проверки налогоплательщика на основания, предусмотренные Налоговым Кодексом, налоговые органы допускают нарушения.

Так, в соответствии с пп. 78.1.1 НКУ внеплановая документальная проверка проводится, если получена налоговая информация, свидетельствующую о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются эти нарушения, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения запроса. Таким образом, если налогоплательщик в течение 15 рабочих дней предоставил налоговым органам письменный ответ (отправлять его следует заказанным письмом с уведомлением о вручении), то основания для проведения внеплановой документальной проверки отсутствуют. Если же проверка все равно будет назначена, приказ о ее проведении следует обжаловать в административном суде.

Еще одним основанием, к которому часто обращаются налоговые органы для назначения внеплановой проверки, является пп.78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НКУ, согласно которому внеплановая документальная проверка проводится по решению суда (следственного судьи). Обратите внимание, что ни постановление следователя, ни прокурора не может служить основанием для проведения внеплановой проверки согласно пп.78.1.11 НКУ. Также, административные суды не вправе рассматривать заявления налоговых органов о назначении проверок.

Кроме того, контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового Кодекса, в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

Нарушения при проведении фактических проверок

Требования к документам, которые должен предъявить проверяющий перед проведением документальной проверки, в равной степени касаются и фактических проверок.

Кроме того, фактическая проверка может проводиться только по основаниям, предусмотренным пп.80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ. Назначение фактической проверки по другим основаниям является незаконным, такой приказ может и должен быть обжалован в административный суд.

Обжалование результатов налоговой проверки

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта (справки) такой плательщик обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно.

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику.

Акт (справка) документальной выездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, которые проводили проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и / или находящихся на консолидированной уплате, - в течение 10 рабочих дней).

Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

 В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения и / или дополнительные документы в контролирующий орган, проводивший проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения акта (справки). Такие возражения и / или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение семи рабочих дней, следующих за днем ​​их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и / или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений и / или дополнительных документов, о чем такой налогоплательщик отмечает в возражениях и / или письме о предоставлении дополнительных документов.  

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции, акта проверки, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и / или дополнительных документов, принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и / или дополнительных документов - в течение трех рабочих дней, следующих за днем ​​рассмотрения возражений и / или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Решения, принятые контролирующим органом по результатам проверок, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости - с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных этим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.

В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем ​​получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.

Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем ​​получения жалобы, на адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика.

Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока.

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Обжаловать решение налогового органа в судебном порядке можно в течение 1095 дней. При этом, денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления в силу судебным решением.

Штрафы налоговой

В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и / или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3. 5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 Налогового Кодекса, - на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения  нарушение влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Налоговым Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;

при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.

В случае нарушения налогоплательщиком срока уплаты в бюджет согласованного денежного обязательства, предусмотренного абзацем вторым подпункта 222.1.2 пункта 222.1 статьи 222 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов суммы такого денежного обязательства.

Кроме штрафов, Налоговым Кодексом предусмотрена уплата пени.

Начисление пени начинается:

  • при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного НКУ (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного контролирующим органом в случаях, не связанных с проведением налоговых проверок - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 НКУ, - по истечении 90 календарных дней (270 календарных дней в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельного корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 НКУ), следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства.

В случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и / или судебного обжалования пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется.

Пеня рассчитывается  за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

На суммы денежного обязательства, определенного п.3 (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в его уплате, начиная с 91 календарного дня (с 271 календарного дня при осуществлении налогоплательщиком самостоятельной корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 Налогового Кодекса), следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налогового обязательства, из расчета 100 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Нуждаетесь в юридической помощи?