Президент подал в Верховную Раду законопроект о незаконном обогащении - 06.06.2019

Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов №10358 направлен на рассмотрение комитета Верховной Рады Украины. Установление уголовной ответственности за незаконное обогащение является обязательством Украины по Меморандуму о взаимодействии с Международным валютным фондом от 22 апреля 2014 года, а также по статье 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года, ратифицированной Верховной Радой Украины 18 октября 2006 года, - говорится в пояснительной записке. // 06.06.2019

Необходимость восстановления уголовной ответственности за незаконное обогащение возникла в результате решения Конституционного Суда Украины о признании положений статьи 368-2 Уголовного кодекса Украины такими, что не соответствуют Конституции Украины.

Так, Уголовный Кодекс предложено дополнить статьей 368-5 «Незаконное обогащение»:

  1. Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, активов, стоимость которых более чем на двенадцать тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан превышает его доходы, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, являются лица, указанные в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции".

  1. Под приобретением активов следует понимать приобретение их лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность, а также приобретение активов в собственность или владение другим физическим или юридическим лицом за счет, с согласия или по распоряжению лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
  2. Под активами следует понимать денежные средства (в том числе наличные средства, средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях), иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги, предоставленные лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления.
  3. Под доходом лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, следует понимать все виды доходов, полученных им (начисленных ему) с соблюдением требований и ограничений, установленных Законом Украины "О предотвращении коррупции".
  4. При определении разницы между стоимостью приобретенных активов и доходами не учитываются активы, являющиеся предметом производства по делам о признании активов необоснованными и их взыскание в доход государства, а также активы, взимаемые в доход государства в рамках такого производства.

Также субъект законодательной инициативы предлагает ввести в украинское законодательство институт признания необоснованными активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и взыскание таких активов в доход государства.

Дела о признании необоснованными активов и их взыскания в доход государства будут рассматриваться Высшим антикоррупционным судом . Дела о признании необоснованными активов и их взыскание в доход государства в апелляционном порядке пересматриваются Апелляционной палатой Высшего антикоррупционного суда. По делам о признании необоснованными активов и взыскании их в доход государства, в которых ответчиком является судья или работник аппарата Высшего антикоррупционного суда, такое производство в первой инстанции осуществляет местный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится Высший антикоррупционный суд, а принятые судебные решения оспариваются в апелляционном порядке в Киевский апелляционный суд.

Иск о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства подается представителем Национального антикоррупционного бюро Украины по согласованию с прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры. По делам о признании активов необоснованными и взыскании их в доход государства, где ответчиком является директор, заместитель, работник (лицо начальствующего состава, государственный служащий) Национального антикоррупционного бюро Украины, прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры, обращение в суд и представительство интересов государства в суде осуществляется прокурорами Генеральной прокуратуры Украины по поручению Генерального прокурора.

Иск предъявляется в отношении необоснованных активов:

  • приобретенных в течение трех лет до дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов", если разница между стоимостью активов и доходами лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в пятьсот и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на день вступления в силу названным выше Законом;
  • приобретенных после вступления в силу названным выше Законом, если разница между их стоимостью и доходами лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в пятьсот и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на день вступления в силу названным выше законом, но не превышает предел, установленный в статье 368-5 Уголовного кодекса Украины.

Иск о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства может быть предъявлен к лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления, в отношении которого Национальным антикоррупционным бюро Украины или в определенных законом случаях - Генеральной прокуратурой Украины - установлены доказательства того, что оно приобрело необоснованные активы и / или другого физического или юридического лица, которое приобрело в собственность или владение необоснованные активы за счет, с согласия или по распоряжению лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

В случае предъявления иска Национальное антикоррупционное бюро Украины или в определенных законом случаях Генеральная прокуратура Украины принимает меры по установлению активов, в отношении которых существуют доказательства того, что они приобретены лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность или приобретены в собственность или владение другим физическим или юридическим лицом за счет, с согласия или по распоряжению лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, и принимает меры по обеспечению иска в отношении таких активов.

В законопроекте указано, что по делам о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства истец обязан привести фактические данные, подтверждающие связь активов с лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, и их необоснованность, то есть наличие определенной разницы между стоимостью активов и доходами этого лица. В случае приведения таких данных доказывание факта обоснованности активов возлагается на ответчика.

Активы, приобретенные в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежат конфискации или специальной конфискации по решению суда в установленном законом порядке.

Активы или денежные средства, необходимые для приобретения активов, в отношении которых судом на основании представленных доказательств не установлено, что они были приобретены законным путем, являются необоснованными и подлежат взысканию в доход государства по решению суда в установленном законом порядке. Представительство интересов государства в суде по делам о признании активов необоснованными и взыскании их в доход государства осуществляется прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры и Генеральной прокуратуры Украины в случаях, определенных процессуальным законом.

Стоимость юридических услуг в сфере уголовного права
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

13

количество предложений

2 861,54

средняя цена, грн

10

количество предложений

1 330,00

средняя цена, грн

8

количество предложений

1 975,00

средняя цена, грн

7

количество предложений

12 285,71

средняя цена, грн

6

количество предложений

900,00

средняя цена, грн

6

количество предложений

2 966,67

средняя цена, грн

6

количество предложений

1 066,67

средняя цена, грн

3

количество предложений

1 133,33

средняя цена, грн

1

количество предложений

1 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!



Путеводитель

Уголовное право и процесс. Преступления, их виды

Простоправо рассказывает о том, что такое преступление, какие виды преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Украины. Кроме того, главный редактор канала объясняет, что является уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам