Принят Закон о возобновлении работы Национального агентства противодействия коррупции 17.12.2020

15 декабря 2020 Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины" О предупреждении коррупции» по восстановлению институционального механизма предотвращения коррупции» (проект № 4470). Законом возобновлены полномочия Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, в том числе в отношении судей и судей Конституционного Суда Украины, с установлением отдельных особенностей относительно порядка реализации Национальным агентством полномочий по отношению к ним, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения гарантий их независимости.

Принят Закон о возобновлении работы Национального агентства противодействия коррупции

В частности, законопроектом предусматривается:

  • внесение изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции», которыми предлагается обеспечить полноценное функционирование Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, наделить его необходимыми полномочиями и правами с целью их реализации;
  • определить порядок реагирования Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции на выявление нарушений соответствующего закона, выявление признаков коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений, а также установление некоторых особенностей такого реагирования в случае совершения соответствующих действий судьями или судьями Конституционного Суда Украины;
  • предусмотреть открытый круглосуточный доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления;
  • ввести правовое регулирование относительно особенностей урегулирования конфликта интересов в деятельности отдельных категорий лиц, порядка осуществления контроля и полной проверки деклараций, мониторинга образа жизни субъектов декларирования; порядка осуществления некоторых дополнительных мер финансового контроля;
  • установить особенности проведения полных проверок деклараций и мониторинга образа жизни в отношении судей, судей Конституционного Суда Украины;
  • обеспечить правовое регулирование относительно ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения.

Открытый доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, обеспечивается на официальном сайте Национального агентства путем возможности просмотра, копирования и распечатки информации, а также в виде набора данных (электронного документа), организованного в формате , что позволяет его автоматизированную обработку электронными средствами (машиносчитывание) с целью повторного использования.

Национальное агентство проводит по декларациям, поданным субъектами декларирования, такие виды контроля:

  1. относительно своевременности представления;
  2. относительно правильности и полноты заполнения;
  3. логический и арифметический контроль.

Полная проверка декларации заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения или необоснованности активов и может осуществляться в период осуществления субъектом декларирования деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, а также в течение трех лет после прекращения такой деятельности.

Обязательной полной проверке подлежат декларации должностных лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение, субъектов декларирования, которые занимают должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков, перечень которых утверждается Национальным агентством.

Обязательной полной проверке также подлежат декларации, поданные другими субъектами декларирования, в случае обнаружения в них несоответствий по результатам логического и арифметического контроля.

Закон устанавливает особенности осуществления полной проверки деклараций, мониторинга образа жизни судей, судей Конституционного Суда Украины. Порядок осуществления полной проверки декларации, поданной судьей, судьей Конституционного Суда Украины, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины определяется Национальным агентством по согласованию соответственно Высшего совета правосудия или Собрания судей Конституционного Суда Украины. Такой порядок не может устанавливать особенности осуществления полной проверки декларации поданной судьей, судьей Конституционного Суда Украины, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины, не предусмотренные настоящим Законом.

Во время полной проверки декларации, поданной судьей, судьей Конституционного Суда Украины, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины Национальное агентство безотлагательно, но не позднее следующего рабочего дня со дня начала такой проверки или мониторинга образа жизни информирует об этом соответственно Высший совет правосудия или председателя Конституционного Суда Украины

Справку по результатам полной проверки декларации, поданной судьей, судьей Конституционного Суда Украины, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины согласовывает Председатель Национального агентства или его заместитель.

Любое незаконное влияние, давление или вмешательство в деятельность судьи, способа жизни судьи запрещается.

В случае наличия признаков незаконного влияния, давления или вмешательства в деятельность судьи, судьи Конституционного Суда Украины во время полной проверки декларации, мониторинга образа жизни судьи, судьи Конституционного Суда Украины безотлагательно, но не позднее следующего рабочего дня со дня, когда судье стало известно о наличии таких признаков, сообщает об этом соответственно Высшему совету правосудия или Собранию судей Конституционного Суда Украины.

Высший совет правосудия, Собрание судей Конституционного Суда Украины рассматривают такое сообщение и могут в течение десяти рабочих дней со дня его получения внести Председателю Национального агентства обязательное для рассмотрения представления об устранении нарушений, выявления и привлечения к установленной законом ответственности лиц, которыми совершены действия или допущено бездействие, нарушающее гарантии независимости судей, судей Конституционного Суда Украины при осуществлении полномочий Национального агентства.

Председатель Национального агентства обеспечивает рассмотрение такого представления, устранение нарушений и в течение десяти рабочих дней со дня получения представления информирует Высший совет правосудия, Собрание судей Конституционного Суда Украины о решениях, принятых по результатам его рассмотрения.

Уполномоченное лицо Национального агентства, совершившее действия или допустившее бездействие, нарушающее гарантии независимости судей, судей Конституционного Суда Украины, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке

Законом также предусмотрены особенности урегулирования конфликта интересов, возникшие в деятельности отдельных категорий лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Так, в случае возникновения реального или потенциального конфликта интересов у лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, приравненного к нему лица, входящего в состав коллегиального органа (комитета, комиссии, коллегии и т.д.), он не имеет права участвовать в принятии решения этим органом. О конфликте интересов такого лица может заявить любой другой член соответствующего коллегиального органа или участник заседания, которого непосредственно касается рассматриваемое. Заявление о конфликте интересов члена коллегиального органа заносится в протокол заседания коллегиального органа.

В случае если неучастие лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, входящего в состав коллегиального органа, в принятии решений этим органом приведет к потере правомочия этого органа, участие такого лица в принятии решений должно осуществляться под внешним контролем . Решение об осуществлении внешнего контроля принимается соответствующим коллегиальным органом.

За совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений лица привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке. В случае совершения от имени и в интересах юридического лица его уполномоченным лицом уголовного преступления самостоятельно или в соучастии к юридическому лицу в случаях, определенных Уголовным кодексом Украины, применяются меры уголовно-правового характера.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, связанное с коррупцией, однако судом не применены к нему наказание либо не наложено взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, в отношении которого вступило в законную силу решение суда о признании необоснованными активов и их взыскания в доход государства, подлежит освобождению от должности в установленном законом порядке.

Ограничение относительно запрета лицу, уволенному с должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства, местного самоуправления или такой, что приравнивается к этой деятельности, устанавливается исключительно по мотивированному решению суда, если иное не предусмотрено законом.

Лицо, которому сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий на должности.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа (учреждения, предприятия, организации), в котором он работает, до окончания рассмотрения дела судом.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанного с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от исполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.


FAQ по уголовному праву

Бланки и справочники