Законопроект об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории - 24.03.2014

20 марта 2014 года Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект О правовом режиме и обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированных территориях Украины, регистрационный номер 4473-1. Какие гарантии соблюдения прав и свобод граждан, а также какие ограничения для физических и юридических лиц предумотрены законопроектом узнавал Prostopravo.com.ua // 24.03.2014

В преамбуле законопроекта говорится о том, что пребывание на территории Украины подразделений вооруженных сил других государств вне процедуры, определенной Конституцией и законами Украины, Гаагским правилам 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также вопреки Меморандуму о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия 1994 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией 1997 года и другими международным договорами, является незаконной оккупацией территории суверенного государства Украины.

К  временно оккупированным территориям Украины, согласно статье 2 Закона, относятся:

  1. территория Автономной Республики Крым и города Севастополя;
  2. внутренние воды и территориальное море Украины, его дно и недра, на которых Украина осуществляет суверенитет, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, где Украина в соответствии со своим законодательством пользуется фискальными, санитарными, иммиграционными и таможенными правами, а в особой экономической зоне и на континентальном шельфе - суверенными правами и юрисдикцией;
  3. подводное пространство в пределах территориального моря;
  4. воздушное пространство, расположенное над территорией, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Правовой режим временно оккупированной территории предусматривает:

  • правовые последствия актов, решений органов (должностных лиц), которые будут приниматься  на временно оккупированной территории;
  • ограничение свободного передвижения на временно оккупированной территорий;
  • гарантирование права собственности на недвижимое имущество на временно оккупированной территории;
  • особенности запрета экономической деятельности на временно оккупированной территории;
  • ответственность лиц, нарушающих законодательство Украины.

Защита прав человека и культурного наследия на оккупированной территории

В законопроекте подчеркивается, что временно оккупированная территория является неотъемлемой частью территории Украины и на нее распространяется законодательство Украины. Ответственность за нарушение определенных Конституцией и законами Украины прав человека на временно оккупированной территории в соответствии с нормами международного права возлагается на Российскую Федерацию.

Кабинет Министров Украины предоставляет соответствующим международным организациям информацию о фактах нарушения прав человека на оккупированной территории.

Возмещение материального и морального ущерба, причиненного временно оккупированной территории, полностью возлагается на Российскую Федерацию как на государство, которое осуществляет военную оккупацию. Ответственность за охрану культурного наследия на временно оккупированной территории также возлагается на Российскую Федерацию.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления

Государственные органы и органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Конституцией и законами Украины, их должностные лица на временно оккупированной территории действуют лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины.

Запрещается деятельность органов  и должностных лиц, созданных, назначенных или избранных в порядке, противоречащем Конституции и законам Украины. Акты и решения, принятые такими органами и должностными лицами  являются незаконным и не порождают правовых последствий.

Ограничения передвижения

Временно оккупированная территория является зоной с ограниченным доступом въезда и выезда.

Для граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства въезд на временно оккупированную территорию и выезд с нее допускается только по специальному разрешению и через пункты въезда-выезда в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Право собственности на недвижимость

За государством, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами и другими субъектами публичного права Украины сохраняется право собственности на имущество, находящееся на оккупированной территории.

За физическими и юридическими лицами сохраняется право собственности на имущество, находящееся на временно оккупированной территории, если оно приобретено в соответствии с законами Украины.

На временно оккупированной территории любой договор, в отношении недвижимого имущества, заключенный с нарушением требований законодательства Украины, считается недействительным с момента заключения и не создает правовых последствий, кроме тех, которые связаны с его недействительностью.

Приобретение права собственности на имущество на временно оккупированной территории допускается только в случае наследования по закону или по завещанию, если наследники относятся к одной из очередей наследников по закону Украины.

Ограничения в осуществлении экономической деятельности

На временно оккупированной территории запрещается:

  • любая хозяйственная деятельность (предпринимательская и некоммерческая хозяйственная деятельность), если она подлежит государственному регулированию, в частности лицензированию, получению разрешительных документов, сертификации и т.п.;
  • ввоз и/или вывоз товаров военного назначения и двойного использования;
  • организация железнодорожных, автомобильных, морских, речных, паромных, воздушных сообщений;
  • пользование государственными ресурсами, в том числе, природными, финансовыми, кредитными;
  • осуществление денежных переводов;
  • финансирование вышеперечисленной деятельности или содействие ей другим способом.

Вместе с тем, такая деятельность допускается на временно оккупированной территории в случаях и в порядке, установленных Кабинетом Министров Украины (Национальным банком Украины относительно осуществления денежных переводов), если это отвечает государственным интересам Украины, мирному урегулированию конфликта, деоккупации или гуманитарным целям.

Установленные законодательством Украины санкции за осуществление на временно оккупированной территории хозяйственной ответственности, распространяются также на связанных лиц (лиц, которые совместно или согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в том числе, совместно или согласованно оказывают влияние на хозяйственную деятельность другого лица).

Ответственность

Законопроектом установлена ответственность за коллаборационистскую деятельность, то есть умышленное, добровольное сотрудничество в любой форме с оккупационным государством или ее представителями в ущерб государственным интересам Украины. Такие действия  считаются государственной изменой и влекут за собой уголовную ответственность.

Кроме того, Уголовный кодекс Украины предлагается дополнить двумя статьями следующего содержания:

Статья 202-1. Нарушение ограничений (запретов) экономической деятельности на оккупированной территории Украины

  • Нарушение ограничений (запретов) экономической деятельности на временно оккупированной территории -
    • наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества.
  • Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом с использованием служебного положения, -
    • наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и с конфискацией имущества.
  • Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
    • наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и конфискацией имущества;

Статья 332-1. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее

  1. Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее -
    • наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией транспортных средств или других средств совершения преступления.
  2. Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом с использованием служебного положения, -
    • наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией транспортных средств или других средств совершения преступления.
  3. Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
    • наказываются лишением свободы на срок от семи до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией транспортных средств или других средств совершения преступления.

Если Законопроект будет принят в целом, он вступит в силу на следующий день после опубликования. А действие статей относительно защиты прав человека, культурного наследия, деятельности органов власти и местного самоуправления, а также недвижимости будет распространятся на отношения, возникшие с 1 марта 2014 года.

Гарантии для крымских татар

В этот же день, 20 марта 2014 года, ВРУ приняла еще один исторический документ - Постановление "О Заявлении Верховной Рады Украины о гарантиях прав крымскотатарского народа в составе Украинского Государства". Согласно проекту постановления, Украина гарантирует сохранение и развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности крымскотатарского народа как коренного народа и всех национальных меньшинств Украины; гарантирует защиту и реализацию неотъемлемого права крымскотатарского народа на самоопределение в составе суверенного и независимого Украинского государства. Украина признает Меджлис крымскотатарского народа, исполнительный орган Курултая крымскотатарского народа, как полномочный орган крымскотатарского народа и поручает Кабинету Министров Украины начать процесс присоединения Украины к Декларации ООН о правах коренных народов,а также срочно подать проекты законов Украины, нормативно-правовых актов Украины, которые определяют и закрепляют статус крымскотатарского народа как коренного народа Украины и разработать практические механизмы взаимодействия между органами исполнительной власти и Меджлисом крымскотатарского народа.

Разработка проектов соответствующих законов Украины и нормативно-правовых актов будет происходить путем консультаций с Меджлисом крымскотатарского народа, в тесном сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы согласно международному праву и стандартам обеспечения прав человека, национальных меньшинств и коренных народов.

Этим же Постановлением Украина решительно осудила любые попытки ограничения политических и социальных прав, гражданских свобод граждан Украины, проживающих в АР Крым разной этнической принадлежности, в частности, украинцев, русских, крымских татар, армян, болгар, греков, немцев, караимов, крымчаков, что наблюдаются в результате проведения антиконституционного референдума в АР Крым.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Уголовное право и процесс. Преступления, их виды

Простоправо рассказывает о том, что такое преступление, какие виды преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Украины. Кроме того, главный редактор канала объясняет, что является уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам