Депутаты предлагают снизить налоги для IT-компаний 07.08.2020

Народные депутаты хотят сделать уровень налогообложения для работающих в Украине IT-компаний самым выгодным в мире, снизив сегодняшнюю сумму ставок налога на прибыль, НДФЛ, ЕСВ и военного сбора с 59,5% до 19%. Льготный режим должен действовать 10 лет, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2030. Главной целью вводящего изменения законопроекта №3933 является достижение Украиной статуса европейского и мирового лидера в индустрии информационных технологий уже в ближайшие годы.

Депутаты предлагают снизить налоги для IT-компаний

Согласно прогнозам законодателей, в результате реформы поступления в бюджет не только не уменьшатся, но даже вырастут в связи с появлением у предприятий стимула трудоустраивать работников по КЗоТ вместо того, чтобы заключать с ними контракт как с ФЛП. Последняя форма трудовых взаимоотношений сегодня превалирует на украинском рынке IT.

Несмотря на льготные условия, часть представителей IT-бизнеса реформу не поддержали: с одной стороны, прописанные в законопроекте критерии, согласно которым будут определяться компании-получатели послаблений, не подходят для большой части работников и предприятий отрасли. С другой стороны, критики инициативы в принципе не видят необходимости в стимулировании компаний трудоустраиваться по правилам КЗоТ и отказываться от контрактной модели. 

Именно функционирование III группы единой системы налогообложения во многом обеспечило Украине преимущество перед конкурирующими рынками и внесло значительный вклад в стремительное развитие сектора высоких технологий, демонстрирующего ежегодный рост на 20-26%. 

Налоги для IT будут как в Индии

Законопроект, разработанный группой депутатов во главе с внефракционным Сергеем Тарутой и членом "Батькивщины" Андреем Николаенко, предлагает следующий уровень налогообложения для IT-компаний:  

  • для НДФЛ и ЕСВ вместо нынешних 18% и 22% соответственно установить 5% ставку; 
  • отменить 1,5% военного сбора;
  • налог на прибыль (18%) снизить до 9%;
  • общая сумма ставок для IT-компаний составит 19% – показатель будет ниже, чем в странах конкурентах и сравняется с уровнем налогообложения в Индии.

Країна

Податки та збори (у %)

Загальна сума ставок

Соціальний (ЄСВ)

На доходи 

фізичних осіб

На прибуток компаній

Індія

4

15

0

19

Росія (проєкт)

7,6

13

3

23,6

Білорусь

34

0

0

34

Грузія

0

20

15

35

Кіпр

10,95

25

2,5

38,45

Бразилія

9

15

15

39

Ірландія

15,05

20

6,25

41,3

Естонія

33

20

0

53

Румунія

41,24

0

16

57,24

 

Україна

22

18 + 1,5

18

59,5

Проект

Пропонується

5*

5*

9

19

Полная таблица приводится в пояснительной записке к законопроекту №3933

Чтобы препятствовать злоупотреблениям со стороны не имеющих отношения к IT компаний, которые могут осуществлять попытки получить налоговые послабления, законодатели хотят четко классифицировать отраслевые предприятия. Для этого предлагается определить критерии "субъектов индустрии информационных технологий", согласно которым их будут включать в соответствующий реестр. Главное условие – 90% дохода предприятия должно генерироваться от следующих классов внешней экономической деятельности (КВЭД):

  • выпуск другого программного обеспечения (58.29);
  • выпуск компьютерных игр (58.21);
  • компьютерное программирование (62.01);
  • консультации по вопросам информатизации (62.02);
  • деятельность по управлению компьютерным оборудованием (62.03);
  • другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем (62.09).

Дополнительными критериями указаны отсутствие у компании налогового долга, а также достижение удельного веса расходов на оплату труда в себестоимости реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг до уровня как минимум в 50%.  

Упрощая ведение бизнеса в Украине, одновременно депутаты попытались не допустить снижения налоговых поступлений в бюджет. Более того, по мнению нардепов, благодаря прописанному в законопроекте механизму уровень налоговых сборов от IT должен увеличиться. 

Он заключается в следующем: рассчитывать на 5% ставку налога как по ЕСВ, так и по НДФЛ можно будет лишь в случае, если сумма налога с зарплаты сотрудника компании после применения 5% не будет ниже суммы налога по действующий ставке (18% и 22%) с зарплаты, соответствующей уровню 5 минимумов оплаты труда. Таким образом, несмотря на снижение процентной ставки, минимальный уровень налога составит 4250,7 грн (НДФЛ) и 5195,3 грн (ЕСВ), 

Для того, чтобы присоединиться к льготному режиму налогообложения, компаниям необходимо соответствовать всем названным критериям на протяжении 4-х налоговых кварталов подряд. Получивших статус субъекта индустрии информационных технологий будут проверять контролирующие органы, и в случае установления отхода от заданных параметров к ним будет применяться штраф в размере 200% от насчитанного налога. 

КЗоТ vs. ФЛП

Мнение представляющих украинских бизнес-организаций относительно отдельных норм законопроекта разделились. В Европейской бизнес ассоциации (EBA) посчитали неправильным инициирование перехода на "негибкие, неудобные для IT" условия работы по КЗоТ и в целом законопроект не поддержали, отметив, что его авторы проигнорировали важность сохранения для отрасли контрактной основы трудовых отношений. 

Сегодня официальное трудоустройство в IT значительно уступает в популярности контрактной модели: 90% из 185 тыс. работающих в Украине программистов (данные 2018 года) работают как ФЛП на единой системе налогообложения II или III группы. 

Для числящихся в III группе ФЛП применяется 5% ставка налога на доход и ЕСВ (в 2020 году – 1039 грн). С учетом высоких зарплат в отрасли, налоговые отчисления III группы будут выше, чем при работе на второй. Однако участники второй группы лишены возможности предоставлять услуги иностранным компаниям, что, с учетом значительно более высоких налогов общей системы налогообложения, часто предопределяет выбор программистов. 

Отметив преимущества, которые модель III группы ФЛП предлагает даже в сравнении с конкурирующими с Украиной рынками, руководитель сектора IT&Teлеком Офиса эффективного регулирования BRDO Игорь Самоходский все же поддержал подход к снижению налогообложения на зарплаты сотрудников в IT-отрасли. 

"Не все компании могут работать по модели ФЛП, а налоги на зарплату сотрудников достаточно высоки. Таким образом, у нас неравная конкурентная среда. Поэтому в целом подход к снижению налогообложения на зарплаты сотрудников ИТ-отрасли мы поддерживаем", – комментирует Самоходский. При этом эксперт усомнился в "приоритетности для отрасли вопроса снижения ставки налога на прибыль", которая также должна по замыслу снизиться до 9%. 

"Наличие такой ставки создаст стимул компаниям других отраслей притворяться айтишниками", – пояснил Самоходский. 

Льготы не коснутся продуктовых IT-компаний и начинающих специалистов

Механизм снижения ставки НДФЛ и ЕСВ частично разошелся с реалиями рынка. В EBA указали, что для подключения к спецрежиму зарплата сотрудника в компании должна составить $3743 (103 тыс. грн). "Даже в ИТ-индустрии с ее высоким уровнем зарплат пока такой «порог» значительно выше, чем среднее значение по индустрии даже в Киеве", – отмечают в EBA.

"Данный механизм не решает проблему налогообложения зарплат junior-специалистов. Новички в отрасли зарабатывают до $1 тыс. в месяц. Таким образом, их практически не коснется новая система налогообложения", – разъясняет проблему Игорь Самоходский.

То, что при "входе" в профессию размер вознаграждения сотрудника явно ниже указанного авторами проекта уровня, подтвердил UBR.ua и управляющий партнер компании Legal IT Group Антон Тарасюк, сославшись на данные украинского сообщества программистов DOU.ua. При этом он отметил, что ставка будет применяться не только при выплате вознаграждения для самих разработчиков, но и для остальных сотрудников предприятия – директора, юристов, секретаря.

Помимо зарплатного ограничения, для подключения к льготному режиму авторам нужно довести уровень расходов на оплату труда сотрудников в удельном весе всех выполненных работ до 50%. Игорь Самоходский назвал такой шаг логичным, "так как высокие налоги на труд важны именно для компаний с высоким расходом на персонал". При этом он отметил, что данное условие, скорее всего, окажется неподъемным для компаний, которые выпускают собственный продукт. 

"В таком случае новые налоги предлагаются для сервисной ИТ-отрасли", – заметил Самоходский. 

Со своей стороны Антон Тарасюк добавил, что просчет затрат компании могут попробовать осуществлять под каждый проект в отдельности, если у них будет необходимость соответствовать льготным условиям. 

Перейдет ли рынок на КЗоТ

Расчет законотворцев простимулировать с помощью льгот открывать представительства в Украине и официально трудоустраивать работников – особенно в связке с новым законом "Законом о КиК" (Контролируемые иностранные компании) – может частично оправдаться в случае иностранных инвесторов, которые уже желают открыть R&D-центры в Украине, считает Антон Тарасюк. 

"Возможно, они охотнее отнесутся к формату именно трудовых отношений с разработчиками, так как это, в том числе, показывает целостность команды и организации в целом. С другой стороны, возможно, рынок займет выжидающую позицию", – полагает эксперт. Он объясняет это тем, что в законопроекте заложена возможность потерять право на специальное налогообложения и получить дополнительные штрафы. 

"С другой стороны, льготы – это всегда пространство для проблем и двойных трактованный. Взять ту же льготу по НДС для поставок программного обеспечения. Даже сейчас многие бухгалтеры и менеджеры не до конца уверены, правильно ли они пишут формулировки и действительно ли у них поставка ПО происходит в рамках льготы", – добавил Антонюк. 

Основной же проблемой реализации законопроекта является отсутствие расчетов касательно влияния льготных условий на поступления в бюджет. Эксперт BRDO Самоходский усомнился в обоснованности выводов авторов документа об их увеличении. 

"Я не могу понять, как это произойдет. Часть компаний работает с ФЛП, а часть - через трудовые отношения. Проектом уменьшаются налоги для трудовых отношений, и не меняются налоги для ФЛП. Таким образом, компании с официальными трудовыми отношениями будут платить меньше, а с ФЛП будут платить, как и прежде", – анализирует Самоходский. 

По его мнению, прогноз перехода части ФЛП на трудовые отношения необходимо просчитать и определить конкретное число работников, которые будут готовы перейти на новые условия трудовых взаимоотношений.


FAQ по налогам юридических лиц

Бланки документов