ГНС рассказывает о карантинных нововведения для бизнеса 25.03.2020

В информационном письме №7 от 20.03.2020 года Государственная налоговая служба Украины рассказывает: на какие штрафные санкции распространяется освобождение от ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства в период с 1 марта по 31 мая 2020 года, будут ли применяться штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, а также начисляться пеня за несвоевременную уплату; на какой период введен мораторий на проведение проверок; об изменении срока представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах; кто освобождается от начисления и платы за землю, а также от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ; как изменены сроки введения новых правил использования РРО. // 25.03.2020

На какие штрафные санкции распространяется освобождение от ответственности за нарушение налогового законодательства?

Законом Украины от 17 марта 2020 № 533-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID19)» (далее - Закон № 533 ) внесены изменения в Налоговый Кодекс Украины, которые предусматривают освобождение от штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года, кроме санкций за :

  • нарушение требований по договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхование дополнительной пенсии;
  • отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
  • нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, применяются на общих основаниях;
  • нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

То есть налогоплательщики не освобождаются от ответственности за :

  • непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС,
  • неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по НДС,
  • непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности по акцизному налогу,
  • неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по акцизному налогу,
  • осуществления субъектами хозяйствования операций по реализации топлива или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;
  • нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, нарушение правил перемещения и / или хранения горючего или спирта этилового, неподтверждение целевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового, биоэтанола , легких и тяжелых дистиллятов, нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности, веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив, бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей.
  • нарушение требований другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

В период с 1 марта по 31 мая 2020 не действуют санкции  по следующим  нарушениям, связанным с электронным администрированием НДС и акцизного налога: 1) по нерегистрации (несвоевременной регистрации) налоговых накладных / расчетов и  корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных; 2) по нерегистрации (несвоевременной регистрации) акцизных накладных / расчетов и  корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных.

Вместе с тем, нарушение требований Кодекса по регистрации налоговой накладной по НДС / расчета корректировки к ней негативно влияет на право контрагента налогоплательщика  воспользоваться правом на начисление налогового кредита с НДС. А нарушение по регистрации акцизной накладной / расчета корректировки к ней - приводит к нарушениям в процедуре подтверджения легальности и получения топлива у контрагента.

Будут ли  применяться к налогоплательщикам штрафные санкции за нарушение сроков уплаты самостоятельно начисленных налоговых  обязательств , в случае совершения правонарушения в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020?

В случае погашения налогового обязательства в период с 1 марта по 31 мая 2020 в связи с нарушением сроков уплаты налоговых обязательств, определенных статьей 57 Кодекса, штрафные санкции в соответствии с требованиями статьи 126 Кодекса не применяются . Это означает, что если срок уплаты согласованной суммы денежного обязательства приходится на указанный период, и этот срок нарушен, то уплата указанной суммы плательщиком налога происходит без применения указанных штрафных санкций. Такое освобождение не распространяется на случаи нарушения сроков уплаты согласованной суммы денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.

Будут ли применяться к налогоплательщикам штрафные санкции за снижение налоговых  обязательств ?

Если налогоплательщик допустит занижение налоговых обязательств в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года, штрафные санкции предусмотренные пунктом 123.1 статьи 123 Кодекса не применяются , кроме санкций за занижение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, акцизного налога и рентной платы.

Будет ли начисляться пеня за несвоевременную уплату налоговых обязательств в период с 1 марта по 31 мая 2020?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым в период с 1 марта по 31 мая 2020 налогоплательщикам не начисляется пеня , а начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию. Это означает, что пеня не будет начисляться на любые суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговых проверок по любому налогу и в указанный период  (в том числе и в случае административного и / или судебного обжалования). Начисленная, но не выплаченная за этот период  пеня, подлежит списанию .

На какой период введен мораторий на проведение проверок? Смогут ли налогоплательщики пользоваться правом представления возражений к проверкам, завершившимся до введения моратория?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 по 31 мая 2020 , кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 настоящего Кодекса. Действие моратория не распространяется на проверки, завершенные до 17 марта 2020 включительно согласно соответствующим приказам на их проведение. По результатам таких проверок контролирующим органом обеспечивается оформления актов (справок) проверок и направление (вручение) налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений с соблюдением порядка и сроков, определенных Кодексом. Следует учитывать, что введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщика права подавать в соответствии с пунктом 86.7 статьи 86 Кодекса возражения по актам проверок, завершенных до введения моратория, и оспаривать принятие по их результатам налогового уведомления-решения.

Будут ли проводиться камеральные и невыездные документальные проверки плательщиков налогов в период моратория на проведение проверок?

Законом № 533 внесены изменения в Кодекс, согласно которым вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года, кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса. Пунктом 76.1 статьи 76 Кодекса установлено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение. Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно. Таким образом изменения, внесенные Законом № 533 не предусматривают ограничений по проведению камеральных проверок . Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков сплошным порядком за каждый отчетный (налоговый) период.

Введенный Законом № 533 мораторий не распространяется на проведение невыездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Статьей 79 Кодекса предусмотрена возможность проведения невыездной проверки при наличии оснований для проведения документальной проверки, определенных статьей 78 Кодекса. Выполнение условий пункта 79.2 статьи 79 Кодекса предоставляет должностным лицам контролирующего органа право приступить к проведению документальной невыездной проверки. Право, основания и сроки проведения документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость регламентировано пунктом 78.1 статьи и 78 и пунктом 11 статьи 200 Кодекса. Налогоплательщики, которые имеют право на бюджетное возмещение, получают такое бюджетное возмещение после согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, определенных Кодексом, - по результатам документальной проверки. Такая документальная невыездная проверка осуществляется по основаниям указанным в подпункт 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 Кодекса документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных Кодексом случаях, или полученных другим способом, предусмотренным законом.

Что значит норма Закона №533 о том, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса?

Закон № 533 внес в Кодекс норму, которая предусматривает, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса. Это означает, что сроки давности, определенные статьей 102 Кодекса, течение которых истекает в период с 18 марта по 31 мая 2020 года, увеличиваются на 75 календарных дней, которые налогоплательщики вправе учесть в терминах представления уточняющих расчетов  ранее поданной налоговой отчетности. Например, если 1095 календарный день для подачи уточняющей декларации за прошлые периоды приходится на 20 марта 2020 года, предельный день подачи уточняющей декларации переносится на 2 июня 2020 года. Налоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении такого денежного обязательства, может быть взыскан в течение следующих 1095 календарных дней со дня возникновения налогового долга. То есть, течение срока давности (1095 дней) для взыскания налогового долга налогоплательщика приостанавливается на период проведения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения распространению коронавирусной болезни (COVID-19) - на 75 дней, по истечении которых он будет возобновлен.

По сроку представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах

Согласно изменениям, введенным Законом № 533, граждане и физические лица, как и осуществляющие независимую профессиональную деятельность, для которых установлены сроки представления годовой налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах подпунктом 49.18.4 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса имеют право подать декларацию за отчетный ( налоговый) 2019 до 1 июля 2020 . То есть, последний день подачи декларации - 30 июня 2020 Налоговые обязательства, определенные физическими лицами в таких декларациях, должны быть оплачены до 1 октября 2020 года. В то же время, физические лица, которые заявляют право на налоговую скидку в соответствии со статьей 166 Кодекса, имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 до 31 декабря 2020 года.

Кто освобождается от начисления и уплаты платы за землю?

Изменения, которые Закон № 533 вносит в Кодекс, предусматривают, что не начисляется и не уплачивается за период с 1 марта по 30 апреля 2020 плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, и используются ими в хозяйственной деятельности. По требованиям Кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. Налоговые декларации по плате за землю 2020 года уже представлены налогоплательщиками. Однако изменениями, которые вносит Закон № 533 предусмотрено, что для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с 1 марта по 30 апреля 2020 плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за соответствующий месяц. Таким образом, уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март-апрель 2020 для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.

ФОП в части начисления и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности приравнены в правовом статусе к юридическим лицам - субъектам предпринимательской деятельности. Если физические лица - предприниматели имеют правоустанавливающие документы на земельный участок, такие лица также самостоятельно исчисляют размер платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) путем подачи налоговой декларации. Учитывая указанное, если право на земельный участок оформлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины на физическое лицо - предпринимателя, то такое лицо имеет право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за март-апрель 2020 . Освобождение не распространяется на физических лиц - граждан, не субъектов предпринимательской деятельности, поскольку нормы, которые вносит Закон № 533 в Кодекс, предусматривают, что освобождение касается только участков, которые используются в хозяйственной деятельности.

Об освобождении плательщиков от начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Закон № 533 также вносит ряд изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее - Закон о ЕСВ). Так, за периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) только за себя:

  • физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;
  • лица, как проводят независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получают доход от этой деятельности;
  • члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях.

При этом, плательщики единого взноса по своему усмотрению решают вопрос о применении предусмотренного освобождения от единого взноса.

Они могут принять решение о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанный период в количестве и порядке, определенных Законом о ЕСВ. В таком случае и информация об уплаченных суммах отмечается в отчетности о начислении единого взноса за указанный период, определенный для таких лиц Законом. Подчеркиваем, что самостоятельное определение плательщиком единого взноса базы начисления единого взноса за отчетные периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля  2020 в «Отчете о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса » будет свидетельствовать о принятии плательщиком решения о начислении, исчислении и уплате единого взноса за указанный период в количестве и порядке, определенных Законом о ЕСВ. Если плательщик уже осуществил оплату взносов  за март и апрель  2020 года, до вступления в силу  Законом № 533, такие суммы будут зачисляться налоговыми органами (без каких-либо заявлений плательщика  единого взноса) в счет будущии  платежей (при условии отсутствия у такого плательщика сумм недоимки, штрафных санкций и  / или пени по этому взносу), в соответствии с  Законом о ЕСВ,.

От каких штрафных санкций , что предусмотрены законом о ЕСВ, освобождаются плательщики единого взноса ?

Закон № 533 вносятся изменения в Закон о ЕСВ, согласно которым временно штрафные санкции по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование не применяются по следующим  нарушениям, совершенным за период с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля  2020 :

  • несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;
  • неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, с которых начисляется единый взнос (авансовых платежей)
  • несвоевременное представление отчетности, предусмотренной настоящим Законом, налоговым органам.

В течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля  2020 плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

Будут ли проводиться проверки правильности начисления , исчисления и уплаты единого взноса ?

Закон № 533 вносит изменения в Закон о ЕСВ, которыми устанавливается мораторий и  на проведение документальных проверок правильности и начисления, исчисления и уплаты единого взноса на период с 18 марта по 18 мая 2020 года. Документальные проверки по вопросу правильности  начисления, исчисления и уплаты единого взноса, которые были начаты  до 18 марта 2020 года и не были завершены  временно останавливаются на период до 18 мая 2020года.

Как меняются сроки введения новых правил использования РРО?

До 1 августа 2020 перенесено введение в действие норм законодательства о введении программных регистраторов расчетных операций , как альтернативы классическим РРО. Также, до 1 августа 2020 продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций  и / или программные  регистраторы расчетных операций  плательщиками единого налога второй - четвертой групп ( физическое лицо - предприниматель) независимо от избранного вида деятельности и  объем доходов которых в течение календарного года не превышает л и м и т в 1000000 гривен, кроме тех, которые осуществляют:

  • реализацию технически сложных бытовых товаров, что подлежат гарантийному ремонту;
  • реалзацию  лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

При этом предоставление платных услуг в сфере здравоохранения, исключено из указанного перечня. Так услуги можно будет предоставлять в пределах указанного лимита до 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 до 1 апреля 2021 продлена возможность не применять регистраторы расчетных операций и / или программные регистраторы расчетных операций плательщиками единого налога второй - четвертой групп (физическими лицами - предпринимателями), объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен, независимо от выбранного вида деятельности , кроме тех,которые осуществляют:

  • реализациютоваров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
  • реализацию технически сложных бытовых товаров, что подлежат гарантийному ремонтуа;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфер здравоохранения;
  • реализация ювелирных и бытовых изделийиз драгоценных металлов, драгоценного камня;
  • розничнаяторговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
  • деятельность ресторанов и кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность являетсяиной, чем определенная пунктом 11 статьи и 9 Закона Украины "О применении регистраторов  расчетных операций  в сфере торговли , общественного питания и услуг ";
  • деятельность туристических агентств, туристических операторов;
  • деятельность отелей (группа 55.10 КВЭД);
  • реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

До 1 января 2021 продлен период, в течение которого санкции, определенные  пунктом 1 статьи  17 Закона Украины от 6 июля 1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций  в сфере торговли , общественного питания и услуг », будут применяться в уменьшенных размерах, а именно:

10% стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) - за нарушение, совершенное впервые;

50% стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) - за каждое следующее совершенное нарушение .

Также на 1 января 2021 перенесено введение процедуры «кэшбек». 


Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

20

количество предложений

692,50

средняя цена, грн

9

количество предложений

1 594,44

средняя цена, грн

9

количество предложений

772,22

средняя цена, грн

7

количество предложений

2 871,43

средняя цена, грн

6

количество предложений

5 850,00

средняя цена, грн

2

количество предложений

4 250,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com