Какие изменения подготовили парламентарии для ФЛП? 17.10.2019

В Верховной Раде Украины зарегистрированы сразу несколько законопроектов, касающихся деятельности физических лиц-предпринимателей. Так, депутаты предлагают: разрешить ликвидацию ФЛП без применения штрафных санкций за неуплату ЕСВ с 2017 года (законопроект №2190) освободить от уплаты ЕСВ некоторые категории ФЛП (законопроект №2190-1); позволить плательщикам единого налога 1-2 групп работать на упрощенной системе налогообложения с момента регистрации (законопроект №2209). Подробнее расскажет Prostopravo

Какие изменения подготовили парламентарии для ФЛП?

Ликвидация без штрафов

С 1 января 2017 в новой редакции Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» было обязано физических лиц-предпринимателей на общей системе налогообложения и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, которые не получают доход от осуществляемой предпринимательской деятельности, начислять и уплачивать единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в размере не меньшем, чем минимальный страховой взнос в расчете на месяц.

Проектом Закона предлагается внедрение 30-дневного периода с момента вступления в силу, в течение которого самозанятые лица будут иметь право осуществить регистрацию прекращения предпринимательской деятельности без применения к ним штрафных (финансовых) санкций за неуплату единого социального взноса.

Предлагается Раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» дополнить новым пунктом 9-10:

Плательщики, указанные в пунктах 4 (кроме физических лиц - предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 5 ​​части первой статьи 4 настоящего Закона, в случае если такими плательщиками не получен доход (прибыль) от их деятельности, подлежащая обложению налогом на доходы физических лиц в период с 01 января 2017 года до момента вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование "(относительно справедливости взимания единого социального взноса), освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных частью второй статьи 6 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".

Ответственность, штрафные и финансовые санкции, предусмотренные настоящим Законом за неисполнение обязанностей плательщика единого взноса в период с 01 января 2017 года до момента вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование "(относительно справедливости взимания единого социального взноса), к плательщикам единого взноса, указанным в этом пункте, не применяются.

Недоимка, возникшая у плательщиков единого взноса, указанных в этом пункте, признается безнадежной и подлежит списанию в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины для списания безнадежного налогового долга.

Основанием для предоставления такого освобождения является представление в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование "(относительно справедливости взимания единого социального взноса):

  • а) плательщиками, определенными в пункте 4 настоящего Закона (кроме физических лиц - предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) государственному регистратору по месту нахождения регистрационного дела физического лица-предпринимателя, заявления о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности;
  • б) плательщиками, указанными в пункте 5 части первой статьи 4 настоящего Закона, в контролирующий орган по основному месту учета заявления о снятии с учета.

Освобождение от уплаты ЕСВ

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», согласно которым, физические лица-предприниматели, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они работают в соответствии с законом по трудовому договору и получают по основному месту работы и / или работы по совместительству заработную плату в общем размере не менее гарантированной государством минимальной заработной платы, установленной Законом Украины О государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Также законопроект предусматривает возвращение к предыдущей редакции п.2 ч. 1 статьи 7 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в части добровольности уплаты ЕСВ в случае отсутствия хозяйственной деятельности у ФЛП на общей системе налогообложения. Так, в случае если плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном квартале или отдельном месяце отчетного квартала, такой плательщик не обязан уплачивать единый взнос, но имеет право самостоятельно определить базу его начисления.

Также предоставляется право контролирующим органам (в частности государственной фискальной службе), в случае обнаружения, что ФЛП не осуществляет хозяйственную деятельность и не платит налоги и сборы более 6 месяцев, обратиться к государственному регистратору с заявлением о прекращении хозяйственной деятельности такого ФЛП. При этом контролирующий орган сообщает предпринимателю письменно о намерении обратиться к государственному регистратору за 30 дней до такого обращения.

Кроме того, предусмотрено списание начисленной, но не уплаченной пени, начисленной на сумму недоимки по уплате ЕСВ, в период с 1 января 2017 до момента вступления в силу законопроекта, в случае его принятия.

Упрощение регистрации для плательщиков единого налога 1,2 группы

Согласно действующей редакции подпункта 298.1.2 пункта 298.1 статьи 298 Налогового кодекса Украины, зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Предполагается внести изменения в статью 298 Налогового кодекса Украины и установить, что:

  1. зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации (а не с первого числа следующего месяца, предусмотрено действующими сейчас нормами)
  2. единый налог за месяц, в котором произошла государственная регистрация физического лица-предпринимателя, платить не нужно (речь идет о первой и второй группы, которые платят фиксированную сумму независимо от размера дохода); при этом во избежание злоупотреблений такое правило предлагается распространять только на случаи уплаты именно фиксированной суммы налога, а не процента от дохода (пункт 293.4 статьи 293 Налогового кодекса Украины определены случаи, когда плательщики единого налога первой и второй группы уплачивают не фиксированную сумму налога, а 15% от дохода).

FAQ по налогам юридических лиц

Бланки документов