про твої права

Открываем заведение общественного питания: ресторан, кафе, бар

Prostopravo рассказывает о том, как правильно открыть новый ресторан или кафе, бар «с нуля». Какие этапы необходимо пройти, с чего начать, какие документы и разрешения нужны, в какие инстанции следует обращаться. Кроме того, в статье вы узнаете, как получить лицензию на продажу алкоголя и табачных изделий.

Путеводитель по статье

  1. Шаг 1. Регистрация предпринимательской деятельности
  2. Шаг 2. Выбор формы налогообложения
  3. Шаг 3. Выбор помещения для размещения ресторана
  4. Шаг 4. Получение заключения санитарно-эпидемиологической службы.
  5. Шаг 5. Получение разрешения ГСЧС
  6. Шаг 6. Разрешение на размещение объекта торговли
  7. Шаг 7. Получение лицензии на продажу алкоголя и табачных изделий
  8. Шаг 8. Регистрация торговой марки
  9. Идеи для кафе и ресторанов
  10. Бизнес-план кафе
  11. Как открыть свой ресторан, кафе, бар, кондитерскую с нуля: советы юристов
Видео путеводитель
Как открыть ресторан, кафе, бар с нуля в Украине

Как открыть ресторан, кафе, бар с нуля в Украине

Условно в создании заведения общественного питания (ресторана, кафе, бистро, кондитерской и т.д.) можно выделить следующие этапы:

  1. Регистрация предпринимательской деятельности.
  2. Выбор формы налогообложения. Регистрация кассового аппарата (более подробно читайте здесь).
  3. Заключение договора купли-продажи или аренды помещения, где будет размещаться ресторан.
  4. Получение разрешения СЭС.
  5. Получение разрешения ГСЧС.
  6. Регистрация торговой точки в местной администрации.
  7. Получение лицензии на торговлю алкоголем и табачными изделиями (при необходимости).
  8. Регистрация торговой марки (по желанию).

Некоторые из этих этапов являются опционными, некоторые могут проходить параллельно с другими.

Шаг 1. Регистрация предпринимательской деятельности

Открытие ресторанного бизнеса, как и любого другого, начинается с регистрации предпринимательской деятельности. Напомним, что регистрация субъекта предпринимательства осуществляется государственным регистратором по месту нахождения будущего предприятия. На первом этапе зарегистрироваться можно по месту нахождения (месту жительства) одного из учредителей.

Законодательных ограничений в выборе организационно-правовой формы нет. Для небольшого заведения с единоличным собственником это может быть и ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Регистрация в качестве физического лица предпринимателя обычно привлекает своей простотой и минимальными затратами. Напомним, что для регистрации ФЛП достаточно заполненной регистрационной формы, паспорта и справки о присвоении ИНН. Однако существенным недостатком этой организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности является повышенная ответственность предпринимателя, который отвечает по обязательствам ФЛП всем своим имуществом. Кроме того, эта форма не подходит для тех, кто собирается организовать бизнес с партнерами, а не в одиночку. Если кто-то захочет инвестировать в Ваш бизнес, лучше зарегистрировать юридическое лицо. И не забывайте, что для многих контрагентов и клиентов юридическое лицо выглядит более привлекательно, такой организационно-правовой форме больше доверяют.

Если же регистрировать юридическое лицо, то самой оптимальной на сегодняшний день формой является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответственностью является одним из видов хозяйственных обществ, характерной чертой его является то, что его уставный капитал поделен на доли и каждый из участников ООО несет ответственность по его обязательствам в пределах своей доли. Размер долей определяется уставом ООО. Отметим, что на данный момент минимальный размер уставного капитала ООО законодательно не установлен, что также является преимуществом. К тому же, сейчас есть возможность не тратится на подготовку и заверение устава, а использовать Модельный устав общества с ограниченной ответственностью, который был утвержден Постановлением КМУ. Однако лучше все же иметь свой, уникальный устав, в котором можно урегулировать все спорные моменты. К тому же многие государственные регистраторы при регистрации ООО на основании модельного устава предъявляют повышенные требования к протоколу учредительного собрания ООО, требуя включения в него пунктов, которые обычно регулируются уставом общества. Расходы на регистрацию ООО выше, чем при регистрации ФЛП, перечень документов также больше: понадобятся протокол учредительного собрания, устав, если участниками ООО являются юридические лица, то и их учредительные документы.

Шаг 2. Выбор формы налогообложения

На сегодняшний день в Украине существует две формы налогообложения: общая и упрощенная.

Однако если заведение будет продавать алкоголь и табачные изделия выбрать упрощенную форму налогообложения нельзя. Согласно п.291.5.1 ст. 295 НКУ субъекты хозяйствования (юридические и физические лица-предприниматели), осуществляющие продажу подакцизной продукции, не могут быть плательщиками единого налога.

На общей системе налогообложения доходы физического лица предпринимателя будут облагаться налогом на доходы физических лиц, а прибыль юридического лица — налогом на прибыль. Кроме этого, они будут платить все налоги и сборы, предусмотренные законодательством в зависимости от наличия объектов налогообложения.

Основным преимуществом общей системы налогообложения является то, что налог платится не со всей выручки, а с доходов (прибыли), уменьшенных на сумму расходов, понесенных в отчетном периоде, а также возможность заниматься любым видом деятельности (при наличии соответствующих лицензий и разрешений), иметь неограниченное количество наемных работников и неограниченный объем прибыли. Минусом же является громоздкость ведения налогового и бухгалтерского учета.

Для физического лица-предпринимателя на общей системе налогообложения  ставка налога составляет 18%. Налоговым (отчетным) периодом является календарный год. Размер среднемесячного годового дохода, подлежащего налогообложению, рассчитывается как сумма месячных доходов, поделенная на количество календарных месяцев, на протяжении которых такие доходы были получены в отчетном году. При этом объектом налогообложения является чистый доход, а именно разница между доходом (выручка в денежной и не денежной  форме) и документально подтвержденными затратами, связанными с хозяйственной  деятельностью такого физического лица - предпринимателя.

Юридические лица на общей системе налогообложения являются плательщиками налога на прибыль. Базой налогообложения налога на прибыль предприятия является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму прочих затрат отчетного налогового периода.  Ставка налога составляет 18% базы налогообложения.

Заведения ресторанного хозяйства, которые не собираются торговать алкоголем и табачными изделиями, могут избрать упрощенную систему налогообложения .  В данном случае подойдет 2 или 3 группа плательщиков единого налога.

Ко второй группе относятся физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года они соответствуют совокупности следующих критериев:

  • не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;
  • обсяг доходу не перевищує 834 розміри мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня податкового (звітного) року.

Ставка налога составляет до 20% размера минимальной заработной платы.

К третьей группе относятся физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года обсяг доходу не перевищує 1167 розмірів мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня податкового (звітного) року.

Ставка налога составляет 3% дохода в случае регистрации плательщиком НДС или 5% - для неплательщиков НДС,

Заведения ресторанного хозяйства должны иметь регистраторы  расчетных операций (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Такие требования не распространяются на физических лиц - предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость

Порядок регистрации РРО утвержден Приказом Министерства финансов 14.06.2016  № 547. При регистрации в контролирующих органах РРО присваивается фискальный номер. Фискальный номер РРО составляет 10-разрядный числовой порядковый номер регистрационной записи в автоматизированной информационной системе регистрации РРО ГФС, алгоритм формирования которого устанавливает ГФС.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, которые в соответствии с требованиями законодательства должны применять РРО, обязаны зарегистрировать РРО, выполнить его персонализацию, опломбировать и перевести в фискальный режим работы.

 Регистрации в контролирующем органе подлежат РРО, модификации которых включены в Государственный реестр РРО, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документации на РРО, не истек, а также с учетом сроков первичной регистрации, установленных Государственным реестром РРО.

Регистрация РРО осуществляется в контролирующем органе по основному месту учета предприятия как плательщика налогов.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком налога на прибыль, может регистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений, расположенных на территории другой, чем такой субъект, территориальной общины.

Для регистрации РРО субъект хозяйствования или представитель предприятия подает в контролирующий орган заявление о регистрации регистраторов расчетных операций по форме № 1-РРО. Представитель предприятия может зарегистрировать РРО при наличии документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих предоставленные ему полномочия.

Регистрационное заявление должно быть подписано руководителем предприятия или физическим лицом - предпринимателем или представителем предприятия при наличии документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих предоставленные ему полномочия, а также выполнение требований по электронной идентификации в случае подачи заявления в электронном виде с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению.

В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации РРО должностное лицо контролирующего органа не позднее двух рабочих дней со дня поступления регистрационного заявления принимает решение о возможности регистрации РРО, формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе ГФС. В день резервирования фискального номера РРО в информационной системе ГФС контролирующим органом, где проводится регистрация РРО, ГФС направляет в ЦСО информацию в виде справки о резервировании фискального номера регистратора расчетных операций

В течение трех дней с даты направления в ЦСО справки о резервировании фискального номера субъект хозяйствования должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы.

Завершение процедуры регистрации РРО осуществляется на основании справки об опломбировании РРО и акта ввода в эксплуатацию РРО, экземпляры которых в день введения в эксплуатацию ЦСО направляет в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО.

Шаг 3. Выбор помещения для размещения ресторана

Помещение для размещения будущего заведения можно как приобрести в собственность, так и взять в аренду. Договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Право собственности на недвижимость  подлежит обязательной государственной регистрации в государственном реестре прав на недвижимое имущество и возникает с момента такой регистрации.

Договор аренды может быть заключен в простой письменной форме. Передача помещения арендатору осуществляется по акту, который подписывается  сторонами договора.

Кроме того, помещение для заведения общественного питания должно соответствовать требованиям органов санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора, о чем подробнее будет сказано во второй части статьи.

Шаг 4. Получение заключения санитарно-эпидемиологической службы.

Согласно статье 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» предприятия, учреждения, организации и граждане при разработке и использовании новых технологий, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и техническом переоборудовании предприятий, производственных объектов и сооружений любого назначения, планировании и застройке населенных пунктов, курортов, проектировании и строительстве канализационных, очистных, гидротехнических сооружений, других объектов обязаны соблюдать требования санитарного законодательства.

Законом Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» предусмотрено получение Заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов.

В получении заключения СЭС нет необходимости, если в арендуемом помещении и ранее размещалось заведение общественного питания, и Вы не планируете переоборудовать его или проводить реконструкцию.

Минимум документов, необходимый для получения заключения СЭС:

  • заявление собственника или уполномоченного им органа;
  • копия устава;
  • документ, подтверждающий правомерность владения помещением (договор купли-продажи или аренды);
  • согласование СЭС о введении объекта в эксплуатацию.

Для получения согласования СЭС обращаться нужно в разрешительный центр по месту нахождения предприятия.

Также перед началом работы не лишним будет ознакомится с санитарными требованиями, описанными в «Санитарных правилах для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое» (СанПиН от 19 марта 1991 года) и «Правилах работы заведений (предприятий) общественного питания» (документ утвержден в приказе Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины № 219 от 24 июля 2002 года).

Шаг 5. Получение разрешения ГСЧС

Далее  нужно подать и зарегистрировать декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, которая дает право на начало работы новосозданных предприятий и начало использования предприятием объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей).

Декларация не подается арендатором помещения, если она уже была зарегистрирована его собственником.

Декларация разрабатывается предприятием и представляется им или направляется заказным письмом по месту нахождения объекта недвижимости  государственному администратору или в территориальный орган ГСЧС. В случае, если декларация подана непосредственно  государственному администратору, такая декларация в течение одного рабочего дня после поступления передается им территориальному органу ГСЧС.

Для предоставления декларации заказным письмом подпись физического лица - предпринимателя удостоверяется печатью такого физического лица, а в случае отсутствия печати - декларация удостоверяется нотариусом. Подпись руководителя юридического лица заверяется печатью юридического лица.

Субъект хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска вместе с декларацией подает положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Оценка противопожарного состояния проводится субъектом хозяйствования, который получил соответствующую лицензию.

Декларация регистрируется ГСЧС или ее территориальным органом на безвозмездной основе в течение 5 рабочих дней со дня поступления.

Шаг 6. Разрешение на размещение объекта торговли

Ранее разрешение на размещение объекта торговли и сферы услуг предоставлялось местными власти.  Однако со вступлением в силу Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» правовых оснований для выдачи таких разрешений нет.

В соответствии со статьей 4 вышеназванного Закона исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливаются: необходимость получения документов разрешительного характера и их виды;       разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера и т.п. Поскольку ни одним законом получение такого разрешения не предусмотрено,  требования местных органов относительно их получения являются неправомерными. Такого мнения придерживается и Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме от 09.09.2009 г. №10831.

Шаг 7. Получение лицензии на продажу алкоголя и табачных изделий

Розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе их производителями, при наличии у них лицензий. Порядок получения лицензий утвержден Постановлением Кабинета Министров от 13.05.1996 г. № 493 в редакции от 17.01.2014 г.

Лицензии выдаются органами Государственной налоговой службы на местах сроком на 1 год.

Для получения лицензии нужно предоставить:

  • заявление;
  • справку из налоговой о взятии на учет;
  • копию документа о регистрации электронного кассового аппарата, удостоверенную подписью руководителя и печатью предприятия.

Лицензия выдается в течение 10 календарных дней.

Плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри (без добавления спирта), составляет 8000 гривен на каждый отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), что находится в месте торговли; на розничную торговлю табачными изделиями на каждое место торговли - 2000 гривен, а на территории сел и поселков, за исключением тех, что находятся в пределах территории городов - 500 гривен на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри (без добавления спирта), на каждый отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), находящийся в месте торговли, и 250 гривен - на розничную торговлю табачными изделиями на каждое место торговли.

 Плата за лицензию на розничную торговлю сидром и перри (без добавления спирта) составляет 780 гривен на каждое место торговли независимо от его территориального расположения.

Плата взимается ежеквартально равными частями или за год вперед, по выбору плательщика.

Хранение алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется в местах хранения алкогольных напитков и табачных изделий, внесенных в Единый реестр органами доходов и сборов. Внесение данных в Единый реестр производится на основании заявления субъекта хозяйствования с обязательным указанием местонахождения места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, а также: для юридических лиц - наименования, местонахождения, кода Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей; для физических лиц - предпринимателей - фамилии, имени, отчества, места жительства, регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.

К заявлению прилагаются копия выданной заявителю лицензии, заверенная нотариально или должностным лицом органа лицензирования, и документ, подтверждающий право пользования этим помещением.

Субъекты хозяйствования, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносят в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, чем место осуществления торговли.

Справка о внесении места хранения в Единый реєстр выдается субъекту хозяйствования в течение семи календарных дней со дня подачи заявления.

Советуем почитать:

Шаг 8. Регистрация торговой марки

Регистрация торговой марки не является обязательной для любого вида деятельности, однако желательна, поскольку дает ее владельцу ряд преимуществ. Именно по торговой марке потребители будут распознавать продукцию и услуги предпринимателя. Кроме того, собственник торговой марки владеет рядом правомочностей. Как-то, право на использование торговой марки; исключительное право разрешать использование торговой марки; исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой марки, в том числе запрещать такое использование. Право интеллектуальной собственности на торговую марку может быть также передано как вклад в уставной капитал субъекта хозяйствования. Стоимость права на знак для товаров и услуг нередко является существенной частью совокупной стоимости имущества и имущественных прав предприятия, особенно если эта марка хорошо известна.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг по регистрации бизнеса

Нуждаетесь в юридической помощи?