Акционная продажа лекарственных средств: давайте окунемся глубже 27.01.2016

Маркетологи фармацевтических компаний не перестают изобретать все новые и новые пути, чтобы привлечь внимание потребителей к собственной продукции. В то же время классикой остается проведение акционной продажи лекарственных средств в аптеках. В последнее время данная тема является достаточно популярной для освещения в специализированной прессе. Однако, по нашему мнению, заслуживает более детального внимания.

Акционная продажа лекарственных средств: давайте окунемся глубже

Одними из самых распространенных вариаций акционной продажи лекарственных средств в аптеках является предоставление скидки от обычной цены соответствующей продукции или ее продажа по символической цене, например, за 1 копейку. Такие акции могут проводиться как в отношении одного конкретного лекарственного средства, так и по комбинации конкретного лекарственного средства с одним или несколькими другими лекарственными средствами или даже другими сопутствующими товарами. Как вот, например, покупая противокашлевое средство, потребитель может иметь возможность получить 3 упаковки такого средства по цене двух или дополнительно средство от насморка со скидкой -50%, или носовые платки и тому подобное. Вариантов может быть очень много.

При выборе конкретного сопутствующего товара для его присоединения к лекарственному средству в рамках акционной продажи одним из немногих условий является соблюдение ограничений в отношении перечня продукции, которая может реализовываться через аптечные учреждения.

В настоящее время такой перечень утвержден приказом профильного министерства от 06.07.2012 г. № 498 (с последним обновлением в конце декабря месяца прошлого года). К таким товарам отнесены, в том числе, предметы и средства личной гигиены, косметические средства и даже литература по вопросам медицины, фармации и здорового образа жизни. Такие сопутствующие товары могут продаваться в аптеках вместе с фармацевтической продукцией, но должны размещаться на витринах, в шкафах, отдельно от нее.

Если же говорить непосредственно о лекарственных средствах, то под условия акционной продажи могут подпадать как безрецептурные, так и рецептурные препараты. При этом необходимо учитывать, что согласно действующих Лицензионных условий последние должны храниться в аптеках в отдельных шкафах, к которым нет доступа потребителей. В свою очередь, для безрецептурных лекарственных средств таких ограничений не установлено: они размещаются в зале обслуживания населения на витринах, в стеклянных и открытых шкафах и тому подобное. Это имеет важное значение при решении вопроса о визуализации акции для потребителей. Так, если в пределах одной и той же акции принимают участие одновременно безрецептурный и рецептурный препараты, то визуально объединять их упаковки нельзя из-за требований к их хранению.

Еще одним аспектом в данном вопросе является доступ потребителей к надписям, нанесенным на упаковки лекарственных средств.

Поскольку фармацевтическая продукция находится под особым контролем со стороны государственных органов, то текст маркировки утверждается Министерством здравоохранения Украины при государственной регистрации лекарственных средств.

В процессе розничной продажи в пределах планового и внеплановых мероприятий контроль за соблюдением всех требований законодательства в сфере качества осуществляет Государственная служба Украины по лекарственным средствам (далее - Гослекслужбы Украины) и ее территориальные органы. В полномочия данного органа входит установление запрета (временного запрета) обращения лекарственных средств. Еженедельно мы наблюдаем установление таких запретов из причин, связанных с отклонениями в маркировке. Учитывая это, закрывать любую сторону упаковки лекарственного средства при физическом объединении упаковок между собой (пленкой, скотчем, даже лентой) является нежелательным. Никакого алгоритма согласования с государственными органами такого объединения упаковок законодательством Украины не предусмотрено, и в добровольном порядке фармацевтические компании могут уведомить контролирующий орган о манипуляции с упаковками при проведении маркетинговых акций в аптеках.

Чтобы избежать риска возникновения вопросов Гослекслужбы Украины к акционным комплектам лекарственных средств, мы не советовали бы физически объединять упаковки лекарственных средств между собой или физически присоединять к упаковке лекарственного средства сопутствующий товар. Вместо этого в аптеках могут быть размещены буклеты, шелфтокеры, воблеры и т. д. с сообщением о проведении акции, и даже с изображением объединенных упаковок и/или других товаров. О проведении акции потребителям могут сообщать и провизоры устно.

По механике проведения акции в отношении лекарственных средств также могут быть различные вариации. В частности, акционный продажа лекарственных средств может проводиться в рамках карточных программ или без применения карточек. При проведении карточных программ обычно фармацевтическая компания прибегает к услугам посредника – сервисного провайдера, что обеспечивает отсутствие прямого взаимодействия фармацевтической компании с аптеками. Такие сервисные провайдеры берут на себя функции по организации и администрированию процесса, включая, при необходимости, изготовление карточек, которые медицинские представители фармацевтических компаний распространяют среди врачей, установление в аптеках специальных аппаратов для считывания штрих-кодов с карточек и, соответственно, фиксации продажи каждого товара в рамках акции, ведение баз данных. После того, как карты попадают к медицинским работникам, последние согласно диагноза и назначенного курса лечения предлагают пациентам принять участие в акции. В аптеках потребители могут обменять карточку на акционные лекарственные средства (если карта предназначена для одноразового использования) или предоставить карточку для считывания нанесенного на него штрих-кода и соответствующего приобретения товара на специальных условиях (если карта предназначена для многократного использования). 

Основным преимуществом карточных программ является четкий контроль за реализацией товаров в рамках проведения акции. На первый взгляд реализация подобных программ представляется не сложной задачей, однако такая простота является кажущейся, поскольку содержит много подводных камней в вопросах надлежащего движения денег, товаров и карточек.

Другим вариантом проведения акций с лекарственными средствами является прямое сотрудничество фармацевтических компаний с аптеками на основе маркетинговых договоров, когда учреждение берет на себя обязательства по организации и проведению акции. Как вариант, условия акционной продажи лекарственных средств, направленные на конечного потребителя, также могут быть включены фармацевтической компанией в дистрибьюторские контракты с соответствующей трансляцией таких условий сквозь всю цепочку движения товара: фармацевтическая компания - дистрибьютор - субдистрибьютор - аптека - конечный потребитель.

С точки зрения правового регулирования реализация любой из приведенных видов акций требует учета значительного круга законодательных требований, включая требования в сфере рекламы (как общие, так и специальные относительно рекламы лекарственных средств и рекламы скидок), требования в сфере защиты от недобросовестной конкуренции и защиты экономической конкуренции (в части запрета злоупотребления монопольным (доминирующим) положением и запрета антиконкурентных согласованных действий), требования к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, антикоррупционные требования, требования в области защиты персональных данных и в сфере налогообложения и не только.

Учитывая приведенное, перед проведением акций в аптеках должен быть детально продуман и оценен каждый шаг и этап.


FAQ по правам потребителей

Бланки и справочники