Так ли страшен проект закона 4142? 08.12.2021

Проект закона Украины «О системе общественного здоровья» (далее – законопроект № 4142) был проголосован Верховной Радой Украины в первом чтении еще в феврале текущего года, однако споры в обществе по нему не утихают до сегодняшнего дня. Более того, нередко звучат мнения, что законопроект 4142 является «антинародным», «направленным на нарушение прав человека» и т.д.

Так ли страшен проект закона 4142?

Итак, изучим этот законопроект, чтобы разобраться, насколько он угрожает правам граждан.

Цель принятия законопроекта 4142

Цель принятия этого закона авторы изложили в пояснительной записке и кратко ее можно изложить следующим образом.

Сегодня в Украине, отсутствует единая нормативно определенная система общественного здоровья, способна реагировать на вызовы, связанные с проблемами здоровья и благополучия граждан. В то же время существует значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные отношения, являющиеся составными частями этой системы: обеспечение санитарного и эпидемического благополучия, здравоохранения, охраны окружающей природной среды и т.д. Все они касаются общественного здоровья, но целостного нормативного акта, регулирующего эту отрасль общественных отношений, нет.

К тому же, согласно Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, вступившей в силу 01.09.2017 года, Украина взяла на себя обязательства по приближению своего законодательства в сфере общественного здоровья к законодательству ЕС. Законопроект 4142 можно рассматривать именно с позиций согласования норм украинского и европейского законодательства.

Следует отметить, что законодательство в сфере санитарного и эпидемического благополучия было принято еще в конце 90-х годов прошлого столетия, и только часть законодательства была гармонизирована с европейским. Также часть законодательных норм была изъята, а оставшаяся – устаревшая и не отвечает современному состоянию развития науки, новым отношениям субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Актуальная государственная политика сегодня направлена ​​на минимизацию вмешательства государства и его должностных лиц в деятельность бизнеса, перенос ответственности за результаты такой деятельности на самих субъектов хозяйствования, децентрализацию государственного управления и предоставление больших полномочий органам власти на местах и ​​перенос ответственности, в том числе за обеспечение санитарно- эпидемического благополучия населения на местное самоуправление.

С учетом евроинтеграционного вектора развития Украины, политику по здравоохранению предусмотрено формировать путем построения системы общественного здоровья, которая является комплексом инструментов, процедур и мер, реализуемых государственными и негосударственными институтами для укрепления здоровья населения, предотвращения заболеваний, удлинения активного и трудоспособного возраста и поощрения здорового образа жизни путем объединенных усилий всего общества.

Основные положения законопроекта 4142

Итак, что предлагают парламентарии – авторы законопроекта 4142.

Проект закона определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования системы общественного здоровья в Украине, в частности:

  • вводит на законодательном уровне понятие «общественное здоровье» как сферу знаний и организованную деятельность субъектов в системе общественного здоровья по укреплению здоровья, предотвращению болезней и увеличению продолжительности жизни;
  • определяет термины, которые в нем употребляются (в частности: «инфекционный контроль», «контактные лица», «неустойчивая эпидемическая ситуация», «самоизоляция»);
  • определяет субъектов правоотношений в системе общественного здоровья;
  • определяет и разграничивает полномочия Кабинета Министров Украины, Министерства здравоохранения Украины, других центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в системе общественного здоровья;
  • определяет основные принципы осуществления оперативной функции эпидемиологического надзора, в том числе формирование информационного фонда общественного здоровья как государственного информационного ресурса, содержащего данные о состоянии здоровья, благополучии населения и показателях среды жизнедеятельности;
  • определяет основные принципы осуществления оперативной функции мониторинга, готовности и реагирования на опасные факторы и чрезвычайные ситуации в сфере общественного здоровья, в том числе положения по выполнению Международных медико-санитарных правил и своевременность реагирования с целью локализации и ликвидации таких угроз.

Наиболее противоречивые нормы законопроекта 4142

В редакции законопроекта, поддержанного Парламентом в первом чтении, были зафиксированы нормы, которые вызвали не только возмущение общественности, но и замечания Главного научно-экспертного управления ВРУ. Наиболее резонансными вопросами оказались: порядок введения карантинных ограничений, проведение прививок, в частности прививок детей и допуска их в учебные заведения в случае отсутствия данных о прививках в медицинских документах, перечень профессий, представители которых должны делать профилактические прививки.

О карантинных мерах

Значительное количество замечаний касалось статьи 20 законопроекта 4142, посвященной правовому регулированию карантина. Согласно ч.1 статьи 20 законопроекта, «карантин устанавливается и отменяется Кабинетом Министров Украины», а в соответствии с частью 3 этой же статьи, «в решении об установлении карантина … устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, что возлагаются на них». Главное научно-экспертное управление ВРУ в своем заключении подчеркивает необходимость учитывать правовую позицию, высказанную в решении Конституционного Суда Украины от 28.08.2020 № 10-р/2020. Согласно п.3.2. мотивировочной части указанного решения: «ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, определенных Конституцией Украины. Такое ограничение может устанавливаться исключительно законом – актом, принятым Верховной Радой как единственным органом законодательной власти в Украине. Установление такого ограничения подзаконным актом противоречит статьям 1, 3, 6, 8, 19, 64 Конституции». Следовательно, существует вероятность, что положения законопроекта относительно того, что в решении Кабинета Министров Украины об установлении карантина устанавливаются, в том числе, «временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них», могут быть признаны такими, что противоречат Конституции Украины (являются неконституционными).

Еще одна противоречивая норма содержится в п. 2 ч. 6 ст. 20 законопроекта 4142: "на территориях, где установлен карантин, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставляется право" привлекать для временного использования транспортные средства, здания, сооружения, оборудование, другое имущество предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, необходимое для осуществление профилактических и противоэпидемических мер, с последующим полным возмещением в установленном законом порядке его стоимости или расходов, связанных с его использованием». В обществе ширились опасения, что государство будет принудительно изымать собственность у граждан в период карантинных мер. Как видим, в законопроекте речь не идет о принудительном изъятии или конфискации имущества граждан. Прописывается только право местных органов власти на время, с последующей компенсацией расходов, привлекать транспортные средства и имущество предприятий, учреждений и организаций, необходимое для осуществления противоэпидемических мер. То есть, ни одного произвольного «выбрасывания» граждан из их собственных автомобилей или квартир не предусмотрено. Правда, действующее законодательство не определяет процедуру привлечения такого имущества и не содержит порядок возмещения таких расходов. С учетом замечаний Главного научно-экспертного управления ВРУ авторы законопроекта исключили п.2 части 6 статьи 20 из текста готовящегося ко второму чтению законопроекта.

О профилактических прививках

Статья 41 законопроекта 4142 посвящена профилактическим прививкам. Обязательными определены профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний дифтерией, коклюшем, корью, полиомиелитом, столбняком, туберкулезом, вирусным гепатитом В, паротитом, краснухой, пневмококковой и гемофилической инфекцией. Эти прививки включаются в календарь прививок».

Работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространению инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам также против других соответствующих инфекционных болезней за счет работодателей. В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ.

Отдельные требования установлены законопроектом об условиях и порядке проведения профилактических прививок. Медицинские работники, проводящие профилактические прививки, должны иметь соответствующую подготовку по вопросам их проведения и обязаны предоставить объективную информацию лицам, которым производится прививка, или их законным представителям об эффективности профилактических прививок, рисках для здоровья от инфекционных болезней, возможных поствакцинальных осложнениях и рекомендации по их устранению.

Профилактические прививки проводятся после медицинского осмотра лица при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. Если лицо и (или) его законные представители отказываются от обязательных профилактических прививок, врач обязан взять у них соответствующее письменное подтверждение об отказе, а в случае нежелания дать такое подтверждение – засвидетельствовать это актом в присутствии свидетеля.

Значительное количество споров вызвали положения части 6 статьи 32 законопроекта 4142, согласно которой детям, не получившим профилактические прививки согласно календарю прививок, посещение учебных заведений и детских учреждений оздоровления и отдыха запрещается. Главное научно-экспертное управление ВРУ в своих выводах апеллировало к статье 52 Конституции Украины о праве на образование, которое не может быть ограничено. Авторы законопроекта при его подготовке ко второму чтению изъяли эти нормы, поэтому одним основанием для возмущения у общества законопроектом 4142 станет меньше.

О безопасных условиях жизни в жилых помещениях

Отдельное внимание в законопроекте 4142 уделено условиям безопасности жизни, в частности требованиям к жилым помещениям, уровням шума для предотвращения вредного воздействия на здоровье людей.

Жилые помещения по площади, планированию, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, состоянию воздуха, по уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны отвечать требованиям, определенным государственными медико-санитарными нормативами и правилами с целью обеспечения безопасных и безвредных условий проживания. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с требованиями санитарного законодательства непригодными для проживания, так как предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Отдельно следует обратить внимание на тот факт, что на законодательном уровне устанавливается, что в ночное время, с двадцати двух до восьми часов на защищенных объектах запрещаются громкое пение и выкрики, пользование звуковоспроизводящей аппаратурой и другими источниками бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств Проведение на защищенных объектах ремонтных работ, сопровождающихся шумом, запрещается в рабочие дни с двадцати одного до восьми часов, а в праздничные и нерабочие дни - круглосуточно. Владелец или арендатор помещений, в которых предусматривается проведение ремонтных работ, обязан сообщить жильцам близлежащих квартир о начале указанных работ. По согласию жителей всех близлежащих квартир ремонтные и строительные работы могут проводиться также в праздничные и нерабочие дни. Шум, образующийся при проведении строительных работ, не должен превышать государственных медико-санитарных нормативов круглосуточно.

То есть, после вступления в силу указанного законопроекта будут четко установлены временные пределы для проведения ремонтных работ в жилых домах, а соседи начнут согласовывать проведение ремонтных работ между собой.

В целом, законопроект 4142 не содержит норм, нарушающих права людей, поскольку почти все противоречивые формулировки были убраны из текста проекта закона авторами во время подготовки его ко второму чтению. С другой стороны, этот законопроект должен способствовать развитию системы общественного здоровья в Украине и приблизить отечественное законодательство в этой сфере к европейскому.


FAQ по правам потребителей

Бланки и справочники