В Украине могут изменить подход к определению прожиточного минимума 10.06.2021

Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении проект Закона №3515 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения». Прожиточный минимум является базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в различных сферах, в частности, минимальная заработная плата, минимальная пенсия по возрасту, государственные социальные пособия и другие социальные выплаты.

В Украине могут изменить подход к определению прожиточного минимума

Законопроектом предусмотрено изменить определение прожиточного минимума, установив, что это приемлемый уровень затрат, который позволяет поддерживать достаточный уровень жизни человека, присущий обществу. Определять размер прожиточного минимума предлагается в расчете на одного человека.

Предполагается, что прожиточный минимум должен устанавливаться в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год, предшествующий году формирования Государственного бюджета Украины на следующий год, с учетом прогнозного уровня инфляции текущего года. Процентное соотношение размера прожиточного минимума к среднемесячной заработной плате должно составлять не менее:

  • в 2021 году - 40 процентов;
  • в 2022 году - 41 процентов;
  • в 2023 году - 42 процентов;
  • в 2024 году - 43 процентов;
  • в 2025 году - 44 процентов;
  • в 2026 году - 45 процентов;
  • в 2027 году - 46 процентов;
  • в 2028 году - 47 процентов;
  • в 2029 году - 48 процентов;
  • в 2030 году - 49 процентов;
  • в 2031 году - 50 процентов.

При этом если фактический размер прожиточного минимума в течение трех месяцев превышает более чем на 10 процентов размер утвержденного прожиточного минимума, Кабинет Министров Украины на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины должен рассмотреть вопрос о повышении размера прожиточного минимума.

Также предполагается, что орган исполнительной власти, обеспечивающий систематическое исследование расходов домохозяйств, для наблюдения за динамикой уровня жизни в Украине должен проводить опросы домохозяйств относительно фактических расходов на продукты питания, непродуктовые товары, услуги, уход за детьми и процентного размера сбережений в структуре расходов домохозяйств . Под домохозяйством понимается декларируемое экономическое объединение одного / двух / нескольких лиц, ведущих совместный учет доходов и расходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц.

В Заключительных положениях определены размеры, в которых должны применяться показатели прожиточного минимума, рассчитанные в соответствии с настоящим Законом, для системы налогообложения доходов домохозяйств и для системы расчета пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», начиная с 44 процентов в 2021 году и до 100 процентов в 2041 году, то есть с повышением на два процента ежегодно. При наличии экономических оснований этот процентный показатель может быть пересмотрен Верховной Радой Украины.

Для назначения помощи согласно Закону Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» должен применяться уровень обеспечения прожиточного минимума, который ежегодно определяется законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Предлагается поручить Кабинету Министров Украины разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законодательных актов об установлении необлагаемого минимума доходов граждан на уровне прожиточного минимума, утвержденного в Законе Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, и внедрении системы налогообложения доходов домохозяйств в части, превышающей размер прожиточного минимума всех членов домохозяйства.

Также до 2025 года Правительству Украины поручается обеспечить создание органа исполнительной власти, деятельность которого будет направлена ​​на систематическое исследование расходов домохозяйств, и утвердить методологию формирования прожиточного минимума, расчет которой будет базироваться на фактических затратах домохозяйств.

Кроме того, проект акта предусматривает внесение изменений в законодательные акты Украины относительно изменения подходов к установлению размеров должностных окладов, а именно не в зависимости от прожиточного минимума, а от минимального размера должностного оклада для соответствующих категорий работников, который предполагается утверждать законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Для определения штрафов и денежных взысканий за административные, уголовные и другие нарушения предполагается применять расчетную единицу, утвержденную законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.


FAQ по правам потребителей

Бланки и справочники