Как вернуть Пенсионный сбор, уплаченный при покупке квартиры? 22.02.2019

Согласно украинскому законодательству, физические и юридические лица, приобретающие в собственность объект недвижимости, обязаны уплатить в Пенсионный фонд пенсионный сбор в размере 1% от стоимости такой недвижимости. Но есть из этого правила и исключения. О том, кто имеет право не платить пенсионный сбор при покупке квартиры, и как вернуть деньги, если пенсионный сбор уже уплачен? – расскажет Prostopravo

Как вернуть Пенсионный сбор, уплаченный при покупке квартиры?

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от уплаты пенсионного сбора при покупке объекта недвижимости освобождаются:

  • государственные предприятия, учреждения и организации, приобретающие недвижимое имущество за счет бюджетных средств;
  • учреждения и организаций иностранных государств, пользующиеся иммунитетами и привилегиями в соответствии с законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
  • граждане, которые приобретают жилье и находятся в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые.

Нас будет интересовать третья категория лиц.

Размер пенсионного сбора составит 1% от стоимости объекта недвижимого имущества, указанной в договоре купли-продажи.

Очередь на получение жилья

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждены еще Постановлением Рады Министров Украинской СССР от 11.12.1984г. №470.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

  1. обеспеченные жилой площадью ниже уровня, определяемого исполнительными комитетами областных, Киевской и Севастопольской городских рад вместе с советами профсоюзов. Этот уровень периодически пересматривается указанными органами;
  2. проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
  3. которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Перечень указанных заболеваний утверждается Министерством здравоохранения;
  4. проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;
  5. проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;
  6. проживающие в общежитиях;
  7. проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты);
  8. внутренне перемещенные лица из числа участников боевых действий, члены их семей, а также члены семей погибших;

Квартирный учет осуществляется, как правило, по месту проживания граждан в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета. Исключение составляют внутренне перемещенные лица, которые берутся на квартирный учет в населенном пункте в пределах территории обслуживания органа социальной защиты населения, в котором они находятся в течение года на учете в Единой информационной базе данных о внутренне перемещенных лицах.

Информация о гражданах, взятых на квартирный учет, и изменения к ней в установленном законодательством порядке вносятся в Единый государственный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выписка из Единого реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий или другой документ, подтверждающий тот факт, что покупатель жилья состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет достаточным основанием для освобождения от уплаты пенсионного сбора при покупке объекта недвижимости жилого фонда.

Приобретение жилья впервые

Сложности могут возникнуть с подтверждением самого факта покупки жилья впервые. Казалось бы, для подтверждения того, что гражданин не владеет домом или квартирой, достаточно выписки или информационной справки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений. Однако, не все так просто. Отсутствие записи в Реестре по сути означает только, что право собственности не было зарегистрировано в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений». В то же время, согласно части 3 статьи 3акона, вещные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными, если  регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения.

В общем, если механизм подтверждения факта владения недвижимостью законодательно установлен, то на вопрос, как подтвердить отсутствие в собственности жилья, однозначного ответа нет. Поэтому в большинстве случаев нотариусы отказываются удостоверять договора купли-продажи недвижимости без уплаты пенсионного сбора, даже при предъявлении извлечения или информационной справки из Госреестра недвижимого имущества.

В таком случае, остается только уплатить пенсионный сбор, чтобы потом потребовать у государства его возврата.

Как вернуть сбор через суд?

Перед тем, как подавать иск в суд, следует обратиться в орган Пенсионного фонда с требованием о возврате ошибочно уплаченного пенсионного сбора. Получив письменный отказ, можно будет его обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Каждый имеет право в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или законные интересы.

Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов (ст.122 КАС). В данном случае 6-месячный срок будет исчисляться с момента получения отказа в возврате средств органом Пенсионного фонда.

Иск в административный суд можно подать по выбору истца: либо по его месту проживания, либо по месту нахождения ответчика.

К счастью, в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика (ст.77 Кодекса об административном судопроизводстве). Поэтому истцу (покупателю жилья) достаточно будет предоставить информационную справку из Госреестра вещных прав на недвижимое имущество, свидетельствующее о том, что ранее он недвижимость не приобретал, а факт обратного пусть доказывает ответчик (Пенсионный фонд). Также к исковому заявлению следует приложить копию договора купли-продажи недвижимости, квитанцию об уплате пенсионного сбора в размере 1% от стоимости имущества и письменный отказ Пенсионного фонда в возврате средств.

Требования к исковому заявлению установлены ст.160 КАС. К исковому заявлению прилагаются его копии, а также копии прилагаемых к исковому заявлению документов в соответствии с количеством участников дела, а также документ, свидетельствующий об уплате судебного сбора.

Порядок возврата пенсионного сбора, уплаченного в бюджет

В случае удовлетворения иска, суд обяжет орган Пенсионного фонда сформировать и подать в управление казначейской службы представление на возврат ошибочно перечисленных средств.

Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты утвержден Приказом Министерства финансов от 03.09.2013г. №787.

В соответствии с п. 5 Порядка  возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет налогов, сборов, пеней, платежей и других доходов бюджетов осуществляется по представлению органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета, а при возвращении судебного сбора (кроме ошибочно зачисленного) - по решению суда, вступившему в законную силу.

Представление по форме согласно приложению 1 к Порядку подается плательщиком в орган Казначейства вместе с его заявлением о возврате средств из бюджета и оригиналом или копией документа на перевод, или бумажной копией электронного расчетного документа, подтверждающими перечисление средств в бюджет.

Заявление о возврате средств из бюджета, подаваемое в соответствующий орган Казначейства, составляется плательщиком в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации: причины возврата средств из бюджета, наименование плательщика (предприятия), код ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество физического лица, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте), местонахождение юридического лица или место жительства физического лица и номер контактного телефона получателя, реквизиты счета получателя средств, сумма платежа, подлежащего возврату.

Как видим, процедура возврата пенсионного сбора, уплаченного при первой покупке жилья довольно комплексная и требует специальных знаний, поэтому не советуем заниматься этим самостоятельно, без помощи специалиста в области права.


FAQ по недвижимости