ЗЕ-приватизация. Как будут распродавать госсобственность 01.11.2019

В Украине объявили начало «большой приватизации» госпредприятий. Президент Украины подписал соответствующий указ о продаже госимущества.

ЗЕ-приватизация. Как будут распродавать госсобственность

Первыми с молотка пойдут пять госпредприятий Государственного управления делами:

  • отель «Днипро»;
  • Государственное предприятие «Чайка» (аграрная компания, производство продуктов питания;
  • «Центрсервис» (коммерческая недвижимость);
  • «Технострой»
  • «Украинские телекоммуникационные сети».

Документы на приватизацию этих объектов обещают подготовить в течении трех месяцев.

Предыдущие власти не раз объявляли о старте масштабной приватизации объектов госсобственности. Но до настоящего времени это были лишь единичные сделки с инвесторами.

Нынешняя инициатива, по словам экспертов, все же качественно отличается от прошлых. В первую очередь, речь идет о более тщательной подготовке в нормативной плоскости:

  • уже приняты законы № 155-IX от 3 октября 2019-го «О концессии» и № 145-IX от 2 октября 2019-го «О признании такими, что утратил силу, закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации»;
  • готовится к подписанию в качестве Закона после доработки в парламенте законопроект «Про оренду державного та комунального майна» (№ 1055-1 від 06.09.2019);
  • на рассмотрении в ВР Украины находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов» (№ 2284 от 17.10.2019);
  • Расчищается путь исполнительной власти к запуску «большой приватизации», убираются ненужные законодательные преграды, упрощаются процедуры.

Главным изменением является отмена «Перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Этот список насчитывает до тысячи наименований и датирован еще 1999 годом.

И хоть большое количество объектов, которые еще 10 лет назад имели значительную стоимость и принесли бы большой доход бюджету, сейчас стоят мало, но дальше их стоимость будет падать еще больше.

«Разница между прошлой и нынешней приватизацией - этот список, который не давал возможности бизнесу приобрести интересующие объекты, и, возможно, «поднять их на ноги», регулярно пополнять бюджет за счет налогов, что сейчас станет реальным», — рассказал UBR.ua партнер ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.

Однако задуманная распродажа госсобственности может не увенчаться успехом, считают эксперты.
Этому также есть ряд причин:

  • Коррупция как таковая. Коррумпированный и малоэффективный Фонд госимущества (ФГИУ);
  • несовершенство законодательства и низкий уровень защиты инвестиций (в т.ч. через судебную систему);
  • неготовность правительства проводить большую приватизацию;
  • плохое состояние экономики в целом, не дающее предпосылок к появлению мощных инвесторов (у нас почти некуда вкладывать большие деньги, а фондовый рынок в зачаточном состоянии).
    Доминирующая часть указанных проблем не преодолена, а значит вероятность настоящего успеха (а не продажа за копейки) - незначительна.

Конец формы

«В целях обеспечения общественного доверия к приватизационным процессам требуется крайняя мера - ликвидация Фонда госимущества и создание нового негосударственного органа приватизации, изменения идеологии деятельности (или отмены) института советников (изменения в закон «О приватизации государственного и коммунального имущества»). Не лишним будет создание в 2020 году Международного инвестиционного ХАБа в Украине», — отметил в беседе с UBR.ua старший аналитик Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Также, говорят эксперты, к процессу «распродажи» следует привлечь профессиональных продавцов, аудиторов, компании по реструктуризации таких объектов.

Помимо этого, есть опасность блокировки решений о приватизации судами. Это один из самых больших страхов зарубежных инвесторов.

«Важно включать контроль принятия решений - это поле для коррупции. Обеспечить гарантии, защиту инвестиций иностранных инвесторов, ведь рейдерство - это страшный сон инвестора», — отмечает Салалайко.
Объективно, украинские инвесторы пока не способны составить даже минимальную конкуренцию иностранным. Основная причина – невозможность привлечения украинцами крупных займов. А значит, при всем желании, большие инвестиции мы можем ожидать только из-за рубежа.

«Не надо бояться продавать за копейки, надо бояться продавать псевдоинвесторам, которые не собираются развивать бизнес. Реальный стратегический инвестор, купивший украинское госпредприятие (даже за копейки), проведет модернизацию, вернет рабочую силу (создаст рабочие места) и начнет платить зарплату, наладит деятельность по выпуску товаров (услуг), начнутся уплачиваться налоги. Рабочие места и налоги в долгосрочной перспективе - это и есть и есть главная задача приватизации», — подметил Черкашин.

Это должна быть игра в долгую, говорят эксперты. Первичная цель - не максимально быстро «урвать куш», а найти стратегического инвестора, который знает, как строить конкретный бизнес, который покупает, чтоб в будущем зарабатывать на налогах, а не на самой приватизации.

И хоть эксперты пока не называют даже примерных потенциальных бюджетных поступлений от будущей приватизации, но отмечают, что для Украины, как потенциально привлекательному для инвестиций государству, крайне важно найти своего стратегического инвестора, отсутствующего как класс все 27 лет существования страны.

«Правильный отбор экспертов - это основной залог успеха приватизации. Важно подобрать правильно инвестиционных советников, которые смогут привести крутых инвесторов не только из Украины, но и из США и Европы», — резюмировал Салалайко.


FAQ по недвижимости