Земельная реформа: подписан Закон о дерегуляции в сфере земельных отношений 25.05.2021

Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений», в частности, позволяет смену целевого назначения сельскохозяйственных земельных участков частной собственности и предоставляет такие полномочия органам местного самоуправления.

Земельная реформа: подписан Закон о дерегуляции в сфере земельных отношений

Так, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности будет осуществляться по инициативе собственников земельных участков.

Изменение целевого назначения земельных участков, не относящихся к государственной или коммунальной собственности, осуществляется сельским, поселковым, городским советом.

Проект землеустройства по отводу земельного участка (кроме земельных участков государственной или коммунальной собственности), целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу владельца земельного участка без предоставления разрешения Рады министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку.

Рада министров Автономной Республики Крым, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменении его целевого назначения.

Отказ Рады министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

В случае изменения целевого назначения земельного участка несельскохозяйственного назначения с отнесением такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, владельцем которого является лицо, которое в соответствии с положениями Земельного Кодекса не может приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, такой земельный участок подлежит отчуждению в течение одного года со дня внесения в Государственный земельный кадастр сведений об изменении целевого назначения земельного участка.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство юридическими лицами, которые не могут приобретать их в собственность, подлежат отчуждению в течение одного года.

Право пользования (аренда, эмфитевзис) земельным участком сельскохозяйственного назначения может отчуждаться, передаваться в залог его пользователем без согласования с владельцем такого земельного участка, кроме случаев, определенных законом. Отчуждение, залог права пользования земельным участком осуществляется по письменному договору между пользователем и лицом, в пользу которого осуществляются отчуждения или в пользу которого передается в залог право пользования. Такой договор является основанием для государственной регистрации перехода права пользования в порядке, предусмотренном законодательством.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения частной собственности могут быть отчуждены только по договорам купли-продажи, дарения, пожизненного содержания, наследственного договора, мины, путем внесения в уставный капитал или путем обращения взыскания на них.

Также предусмотрено, что площадь земельного участка, предоставляемого гражданину в аренду для огородничества, не может превышать 0,6 гектара.

Строительство объектов жилищного, общественного назначения и других объектов, другая хозяйственная деятельность на землях оздоровительного назначения осуществляются исключительно при условии соблюдения режимов округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны, если такая деятельность совместима с охраной природных лечебных ресурсов и отдыхом населения.

На таких землях (кроме земельных участков зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, других аналогичных объектов) допускается строительство в соответствии с действующей градостроительной документацией объектов жилищного и общественного назначения, не нарушают режим использования земель рекреационного назначения.

В случае выявления нарушения земельного законодательства государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель или государственный инспектор по охране окружающей природной среды составляет протокол об административном правонарушении, накладывает на лицо, допустившее правонарушение, административное взыскание и выдает этому лицу предписание о его устранении в 30- дневный срок.

В случае если лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, не выполнило в течение указанного срока предписание государственного инспектора по пресечению правонарушения, государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель или государственный инспектор по охране окружающей природной среды накладывает на такое лицо административное взыскание в соответствии с законом и повторно выдает предписание о прекращении правонарушения и устранении его последствий в 30-дневный срок.

В случае неустранения последствий нарушения земельного законодательства в 30-дневный срок орган государственного контроля за использованием и охраной земель или орган государственного контроля за охраной окружающей природной среды обращается в суд с иском о:

  • расторжении договора аренды, эмфитевзиса, суперфиция земельного участка или договора об установлении земельного сервитута;
  • прекращении права постоянного пользования земельным участком.

FAQ по недвижимости