Анализ Закона "О занятости населения" 22.10.2012

Несмотря на то, что Закон Украины О занятости населения вступит в силу лишь 1 января 2013 года, он уже стал предметом активных обсуждений как среди работников, так и среди работодателей. Что ожидает тех и других в новом году узнавал Prostopravo.com.ua

Анализ Закона "О занятости населения"

Ограничения для работодателей

Одной из высоких целей, преследуемых законодателем при принятии Закона Украины «О занятости» было увеличение количества рабочих мест и снижение уровня безработицы. И бремя достижения этих целей, как водится, легло на плечи работодателей.

Так, например, на всех предприятиях, учреждениях, организациях с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота для трудоустройства некоторых категорий граждан в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий год.

К таким категориям, имеющим дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся:

  1. один из родителей или лицо, которое их заменяет и:
    • имеет на иждивении детей в возрасте до шести лет;
    • или  воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
    • или содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и / или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
  2. дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу;
  3. лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;
  4. молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимается на работу;
  5. лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет;
  6. лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу.

Обязательным условием соблюдения этой квоты считается трудоустройство таких граждан, о чем работодатель ежегодно информирует Центр занятости.

В случае же невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства этих граждан с него взимается штраф, за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты, в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Безусловно, стремление государства трудоустроить социально незащищенные категории граждан похвально, вот только непонятно кто и каким образом будет определять необоснованность отказа в их приеме на работу, и не будут ли вынуждены работодатели трудоустраивать таких граждан несмотря на их квалификацию и соответствие занимаемой должности только для того, чтобы избежать штрафных санкций.

Также всем работодателям запрещается выдвигать в объявлениях (рекламе) про работу требования дискриминационного характера, а также требовать от лиц, которые ищут работу, предоставление требований о личной жизни. При этом, к требованиям дискриминационного характера относятся ограничения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, членства в профсоюзных организациях и объединениях граждан, пола, возраста, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковому принципу и т. п. Запрещается предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться только лицами определенного пола.

Очевидно, что после этого нововведения добавится работы у специалистов по подбору кадров, ведь количество резюме на соискание той или иной вакансий возрастет значительно. А вот будет ли достигнут ожидаемый результат неизвестно, поскольку на последующем этапе отбора у работодателя все равно будет возможность «отсеять» кандидатов по вышеперечисленным признакам.

Государственное регулирование деятельности рекрутинговых и аутсорсинговых компаний

Субъектам хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве,  придется приспосабливаться к новым схемам работы. Ведь после вступления в силу ЗУ «О занятости» они должны будут сотрудничать с территориальными органами Центра занятости: заключать с ними договоры и обмениваться данными о вакансиях, проводить совместные проекты, консультировать, а также отчитываться перед ними о количестве трудоустроенных лиц.

В случае непредставления или нарушения порядка представления субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве, сведений о трудоустроенных им лицах взимается штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Кроме того, компаниям, предоставляющим услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, запрещается получать от граждан, которым они предоставляют услуги, гонорары, комиссионные и другие виды вознаграждения. Оплата услуг по трудоустройству осуществляется исключительно работодателем, которому предоставляются такие услуги. Нарушение этого требования чревато штрафом в  десятикратном размере минимальной заработной платы.

Еще пристальнее государство намерено следить за компаниями, специализирующимися на трудоустройстве украинских граждан за рубежом. Услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей будут предоставляются согласно заявкам иностранного работодателя  относительно свободных рабочих мест и только в рамках заключенных иностранными субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов) о предоставлении посреднических услуг в сфере трудоустройства.  Обязательным приложением к внешнеэкономическому договору (контракта) о предоставлении посреднических услуг в сфере трудоустройства за рубежом является проект трудового договора, заверенный иностранным работодателем.

При этом, субъект хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, несет ответственность  за ухудшение условий трудового договора, заключенного между лицом и иностранным работодателем, копия которого хранится у такого субъекта в течение трех лет. Он также должен содействовать гражданам, которым предоставлены такие услуги, в решении вопросов правовой и социальной защиты и информировать их о механизме добровольного участия в общеобязательном государственном социальном страховании.

За нарушение этих требований компании-посреднику грозит штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы.

Деятельность компаний, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работ в Украине у другого работодателя (аутсорсинг) будет осуществляться на основании разрешения, выданного Центром занятости. Порядок выдачи разрешения и найма работников для дальнейшего выполнения им работ у другого работодателя будет устанавливаться Кабинетом Министров Украины. Кроме того, такое трудоустройство будет возможно при наличии соответствующего условия в коллективном договоре работодателя и разрешения профсоюзной организации.

Поощрения

Для работодателей, которые активно способствуют трудоустройству населения, Законом предусмотрены льготы. Хотя, исходя из условий их получения, воспользоваться этим правом сможет достаточно ограниченное количество лиц.

Работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных платы за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных платы за каждое такое лицо ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются фактические расходы в размере 50 процентов суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен , в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Однако, в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Работодателю, трудоустроившему граждан, имеющих дополнительные гарантии для содействия трудоустройству, по направлению Центра занятости, на срок не менее 2 лет компенсируются фактические затраты в размере ЕСВ, уплаченного за такого работника. Только вот в случае досрочного увольнения такого работника до истечения двухгодичного срока по инициативе работодателя или по соглашению сторон, размер компенсации придется вернуть.

Такая же компенсация выплачивается субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных сроком не менее, чем на 2 года по направлению Центра занятости, на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности. Перечень приоритетных видов экономической деятельности будет утверждать Кабинет Министров Украины.


FAQ по трудовому праву

Бланки документов