Правовые основы деятельности журналистов в Украине 19.10.2011

Правовые основы деятельности журналистов определенные Конституцией Украины, законами Украины Об информации, О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине, Об информационных агентствах, О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации , О телевидении и радиовещании , О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов и другими нормативно-правовыми актами.

Правовые основы деятельности журналистов в Украине

Так, статьей 34 Конституции Украины каждому гражданину Украины независимо от его профессии гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом по своему выбору.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Также, частью третьей статьи 15 Конституции Украины установлено, что цензура в Украине запрещена.

Важное значение для обеспечения деятельности журналистов на современном этапе имеет Закон Украины от 13 января 2011 № 2938 "О внесении изменений в Закон Украины" Об информации ", который вступил в силу 10 мая 2011 года, которым Закон Украины" Об информации "изложена в новой редакции .

Согласно статье 24 указанного Закона запрещается цензура, то есть любое требование, которое направлено, в частности, к журналисту, средству массовой информации, его учредителю (соучредителю), издателю, руководителю, распространителю, которая предусматривает согласование информации о ее распространении или наложение запрета или препятствование в любой другой форме тиражированию или распространению информации.

Одновременно этот запрет не распространяется на случаи, когда предварительное согласование информации осуществляется на основании закона, а также в случае наложения судом запрета на распространение информации.

Также, запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно необходимой информации, наложения запрета на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать субъекты властных полномочий, кроме случаев, установленных законом, договором между учредителем (собственником) и трудовым коллективом, редакционным уставом.

Преднамеренное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов и / или преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику влечет ответственность согласно законам Украины.

Так, статьей 171 Уголовного кодекса Украины установлена ​​ответственность за умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Такие деяния караются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет. Преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику, осуществляемое служебным лицом или группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Статьей 17 Закона Украины "О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов" установлена ​​ответственность за посягательство на жизнь и здоровье журналиста, другие действия против него и ответственность журналиста за нанесенный им моральный (неимущественный) вред.

Вместе с этим, ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствование его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительных органов.

Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, проработанных, подготовленных материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе.

В случае возмещения, согласно Гражданскому кодексу Украины, журналистом и средством массовой информации причиненного ими морального (неимущественного) вреда на них возлагается солидарная ответственность с учетом степени вины каждого.

Следует отметить, что в случае рассмотрения судом спора относительно нанесенного морального (неимущественного) ущерба между журналистом или средством массовой информации как ответчиком и политической партией, избирательным блоком, должностным лицом (должностными лицами) как истцом суд вправе назначить компенсацию морального (неимущественного) вреда только при наличии умысла журналиста или служебных лиц средства массовой информации. Суд учитывает последствия использования истцом возможностей внесудебного, в частности досудебного, опровержения неправдивых сведений, отстаивания его чести и достоинства, деловой репутации и урегулирования спора в целом. С учетом указанных обстоятельств суд вправе отказать в возмещении морального ущерба.

Умыслом журналиста и / или должностного лица средства массовой информации является такое их / ее отношение к распространению информации, когда журналист и / или должностное лицо средства массовой информации осознавали недостоверность информации и предвидели ее общественно опасные последствия.

Журналист и / или средство массовой информации освобождаются от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, если суд установит, что журналист действовал добросовестно и осуществлял ее проверку.

В сферу профессиональной деятельности журналиста Закон Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" включает сбор, создание, редактирование, подготовку информации к печати и издание печатных средств массовой информации с целью ее распространения среди читателей. Принадлежность журналиста к соответствующему средству массовой информации подтверждается редакционным удостоверением или иным документом, выданным ему редакцией этого печатного СМИ. Права и обязанности журналиста установленные статьей 26 указанного Закона. Журналист должен хорошо осознавать то, что он несет ответственность в рамках действующего законодательства за превышение своих прав и неисполнение обязанностей.

Законом Украины "Об информации" закреплены гарантии деятельности СМИ и журналистов, поскольку профессия обязывает журналистам первым оказываться в гуще событий, постигать глубинный смысл явлений, причины и следствия и истолковывать их для общественности.

Поэтому при выполнении профессиональных обязанностей журналист имеет право осуществлять письменные, аудио-и видеозаписи с применением необходимых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имеет право беспрепятственно посещать помещения субъектов властных полномочий, открытые мероприятия, которые ими проводятся, и быть лично принятым в разумные сроки их должностными и служебными лицами, кроме случаев, определенных законодательством.

Также, журналист имеет право не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации, кроме случаев, когда его обязали к этому решению суда на основании закона.

При этом Законом установлено, что после предъявления документа, удостоверяющего его профессиональную принадлежность, работник средства массовой информации вправе собирать информацию в районах стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, военных действий, кроме случаев, предусмотренных законом.

Однако на практике нередко возникают проблемы по доступу журналистов к необходимой им информации. Поэтому в целях создания благоприятных условий для осуществления журналистами, работниками СМИ профессиональной деятельности субъект властных полномочий может осуществлять их аккредитацию.

Все действия, связанные с аккредитацией, основываются на принципах открытости, равенства, справедливости в целях обеспечения права общественности на получение информации через средства массовой информации.

Отсутствие аккредитации не может быть основанием для отказа в допуске журналиста, работника средства массовой информации на открытые мероприятия, которые проводит субъект властных полномочий.

Аккредитация журналиста, любого работника средства массовой информации осуществляется безвозмездно на основании его заявления или представления средства массовой информации.

Орган, при котором аккредитовано журналистов, работников СМИ, обязан способствовать осуществлению ими профессиональной деятельности; заранее извещать их о месте и времени проведения сессий, заседаний, совещаний, брифингов и других публичных мероприятий; предоставлять им информацию, предназначенную для СМИ ; а также способствовать созданию условий для осуществления записи и передачи информации, проведения интервью, получения комментариев должностных лиц.

При этом журналист, работник средства массовой информации обязан соблюдать установленные субъектом властных полномочий правил внутреннего трудового распорядка, не препятствовать деятельности его служебных и должностных лиц.

Субъекты властных полномочий принимают решение о прекращении аккредитации представителя СМИ в таких случаях: подачи им соответствующего заявления; неоднократного грубого нарушения им обязанностей, определенных статьей 26 Закона Украины "Об информации"; обращения средства массовой информации, по представлению которого осуществлена аккредитация. Письменное уведомление о прекращении аккредитации выдается или направляется средствами массовой информации или журналисту, работнику средства массовой информации в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (части седьмая и восьмая статьи 26 указанного Закона).

Решение о прекращении аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Проанализировав действующее законодательство Украины, можно сделать вывод, что на сегодня значительное внимание уделено гарантиям профессиональной деятельности журналистов. Государство пытается реализовать права и свободы журналистов путем возложения обязанностей на учреждения и организации, их должностных лиц подавать объективную информацию о своей деятельности. Определен порядок аккредитации журналистов при учреждениях и организациях. Прилагается много усилий для решения вопросов, относительно установления ответственности за нарушение прав и свобод журналистов, препятствования их профессиональной деятельности, преследования журналиста в связи с его профессиональной деятельностью, осуществления цензуры .

На сегодня журналисты, во время осуществления их профессиональной деятельности, имеют возможность пользоваться общепризнанной свободой мысли и слова, свободой выражения мнения, в то же время, подчеркивается недопустимость злоупотребления правами и свободами журналиста.

О.С. Демчук, специалист 2 категории отдела по вопросам законодательства об информации Управления социального, трудового и гуманитарного Департамента конституционного, административного и социального законодательства.


FAQ по трудовому праву

Бланки документов