Государственные санитарные нормы и правила содержания дошкольных учебных заведений 04.10.2013

Не далее как 3 сентября вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения от 01.08.2013 № 678, которым были утверждены Государственные санитарные нормы и правила Организации, оснащения и содержания дошкольных учебных заведений и организации жизнедеятельности детей. Реакция общественности на этот акт была неоднозначной: одни уверены, что нормы как не соблюдались, так и не будут соблюдаться, другие боятся, что из-за несоответствия стандартам большинство дошкольных учебных заведений будут попросту закрыты. Все же, по мнению prostopravo.com.ua, каждый родитель должен знать на какие условия содержания имеет право ребенок в детском саду. Ниже приведем лишь основные нормы и правила, касающиеся работы детских дошкольных учреждений.

Государственные санитарные нормы и правила содержания дошкольных учебных заведений

Возраст детей. Дошкольное учебное заведение обеспечивает дошкольное воспитание детей в возрасте от 2 месяцев до 6 (7) лет. Группы комплектуются по возрастным (одинаковыми, разновозрастными), семейными, родственным признакам согласно нормативов наполняемости.

Количество детей в группе. Наполняемость групп не должна превышать: для детей до одного года - 10 человек; от одного до трех лет - 15 человек; от трех до шести (семи) лет - 20 человек; для детей разновозрастных групп - 15 человек; при круглосуточном пребывании детей - 10 человек; в оздоровительный период - до 15 человек.

Режим пребывания. В дошкольном учебном заведении ребенок может находиться круглосуточно, в течение дня или кратковременно (до 3-х часов). Для детей могут также создаваться дежурные группы в утренние и вечерние часы, в выходные, нерабочие и праздничные дни - группы, секции, кружки и т. д. Режим работы и организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении устанавливаются его учредителем (владельцем) по согласованию с органами управления образованием и территориальными органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины.

Требования к размещению и территории. Рекомендуемый допустимый радиус пешеходной доступности дошкольных учебных заведений в городах с многоэтажной застройкой не должен превышать 300 м, в поселковых и городских населенных пунктах с одно-, двухэтажной застройкой - 500 м. В сельской местности возможен подвоз детей специальным транспортом в присутствии родителей. В таком случае максимальный радиус обслуживания должен быть не более 15 км.

Продолжительность инсоляции земельного участка дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее трех часов в день.

Территорию дошкольного учебного заведения необходимо обеспечить поливочным водопроводом и огораживать забором высотой не менее 1,6 м. По периметру участка целесообразно создавать зеленую защитную полосу деревьев и кустов шириной 3 м.

Озеленение территории дошкольных учебных заведений должно составлять не менее 20 кв. м на одного ребенка. Разрешается его сокращение на 30 % при условии реконструкции или прилегания участков непосредственно к лесным, парковым территориям, при этом озеленения не должно быть менее 14 кв.м на ребенка в дошкольном учебном заведении, в учебно-воспитательных комплексах - 12 кв.м.

Для озеленения территории дошкольных учебных заведений запрещается использовать деревья, кустарники, растения с колючками (белая акация, боярышник, шиповник и др), ядовитыми плодами, а также вызывающие аллергию. На территории не допускается разрастание грибов.

Требования к строениям и помещениям. Дошкольные учебные заведения должны располагаться в отдельных домах высотой не более трех этажей в зависимости от наполняемости учреждения и рельефа территории. Одноэтажные дома предусмотрены для дошкольных учреждений с численностью до 100 мест, двухэтажные - до 150 и более мест. При строительстве заведения с тремя этажами наполняемость должна быть до 280 мест.

Дома дошкольных учебных заведений должны иметь отдельные входы: общий; для детей ясельных групп; детей садовых групп.

Площади помещений групповых (жилых) ячеек дошкольных учебных заведений, в том числе площадь игровой для дошкольных учебных заведений, должны составлять: 3,3 кв. м на ребенка в ясельной группе, 2,5 кв.м на ребенка в садовом группе, 3,6 кв.м - в доме ребенка, 3,3 кв.м - в детском доме. В спальном помещении ясельной группы дошкольного учебного заведения площадь на одного ребенка должна составлять 2,4 кв.м, в дошкольном - 2,5 кв.м, в доме ребенка и детском доме - 2,4 кв.м.

В туалетных помещениях для детей в возрасте 2-3 года необходимо устанавливать по 2 детские умывальника, 1 умывальник для взрослых, 1 детский унитаз, 1 унитаз для взрослых (слив), душевой поддон, 1 электрическое полотенце. Слив и детские унитазы для детей старшего ясельного возраста устанавливаются без оборудования кабин. Душевые поддоны должны быть доступными с трех сторон. В туалетных для детей старше 3 лет должно быть 4 детские умывальника, 4 детских унитаза в открытых кабинках с перегородками высотой 1,2 м (по 2 унитаза в отдельных для мальчиков и девочек туалетах), поддон с душевой сеткой с гибким шлангом.

В дошкольных учебных заведениях должны быть такие медицинские помещения: медицинская комната, процедурная, изолятор.

Требования к санитарно-техническому оснащению. Дошкольные учебные заведения должны быть обеспечены качественной питьевой водой из расчета 75 л/сутки на ребенка при дневном режиме работы (в том числе горячей воды 25 л/сут), 93 л/сутки - при круглосуточном пребывании (из них горячей воды 28,5 л/сутки).

Каждый ребенок по необходимости имеет право получить кипяченую или бутилированную воду в индивидуальной чашке.

Отопление помещений осуществляется отопительными приборами (радиаторы, трубчатые отопительные приборы, встроенные в бетонных плит), а также разрешается использование конвекторов с кожухами. Температура поверхности отопительного прибора не должна превышать 80 градусов С. В дошкольных заведениях необходимо предусмотреть регуляторы интенсивности нагрева отопительных приборов. Для предотвращения ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены деревянными решетками, периодически снимаются во время уборки. Запрещается ограждения отопительных приборов древесно-стружечными и древесно-волокнистыми плитами и использования ограждения из полимерных материалов. Не разрешается установка кондиционеров и увлажнителей воздуха любого типа.

Воздушно-тепловой режим. Температура воздуха в помещениях дошкольного учебного заведения должна составлять: в приемной, игровой для детей в возрасте до 2 лет - +22-23 С, для детей от 2 до 3 лет - +21-22 градусов С; в раздевалке и групповой для детей от 3 до 5 лет - +21-23 С, для детей старше 5 лет - +19-21 градусов С. Температура воздуха в спальнях должна быть +19-21 С, в туалетных для детей до 3 лет - +20-22 С, для детей старше 3 лет - +19-20 градусов С. В залах для занятий музыкой и физической культурой температура воздуха должна быть +18-19 С, помещениях бассейна - +29-30 С, медицинских помещениях - +21-22 С, теплых переходах - +15-16 градусов С. В помещениях, занимающих угловое положение или находятся в торце здания дошкольного образовательного учреждения, температура воздуха должна быть на 2 С выше.

Санитарно-технические требования к инвентарю и территории. Оборудование территории дошкольного учебного заведения должно быть исправным, при необходимости окрашенным. Песочницы на групповых площадках должны быть ограждены деревянными бортиками высотой не менее 25 см и шириной 15 см. На ночь песочницы необходимо закрывать крышками. Замена песка проводится не реже одного раза в год. Ежедневно перед игрой песок перемешивается и слегка увлажняется, перекапывается, загрязненный песок заменяется на чистый. В теплый период года, с апреля по октябрь, 2 раза в течение всего периода песок должен исследоваться на наличие яиц гельминтов.

Пол необходимо мыть 2 раза в день (после обеда и в конце дня) с использованием моющих средств, в том числе во время одной из уборок обязательно проводится отодвигание мебели и оборудования для предупреждения накопления пыли. Спальни моются после сна (дневного, ночного). Мебель, в том числе шкафы для одежды детей, оборудование (столы для пеленания, манежи, горки и т.п.), отопительные приборы, подоконники, стены, ручки дверей и т.д ежедневно протираются горячей водой с мылом (из различных емкостей).

Генеральная уборка помещений проводится 1 раз в неделю (в конце недели) с использованием моющих средств, а с использованием разрешенных дезинфекционных средств - 1 раз в месяц.

Организация питания. Пищу необходимо выдавать детям в строго определенное время, четыре-пять раз в сутки, с интервалом в 3-4 часа.

Для групп, которые работают меньше шести часов, организация питания, его формы и кратность определяются по договоренности с родителями или лицами, которые их заменяют. Если дети находятся в дошкольном учебном заведении не более 4 часов, то их по желанию родителей питанием можно не обеспечивать. Дети, которые находятся в дошкольном учебном заведении более 4 часов, обязательно обеспечиваются питанием. При этом режим питания может быть одно - или двукратный с интервалами между приемами пищи не более 3-4 часов. Это может быть завтрак или обед, а также завтрак и обед.

При 10,5 и 12-часовом пребывании детей в учреждении режим питания должен быть трехкратным: ориентировочно для ясельных групп - завтрак 8.00-8.20, обед 11.30-12.00, ужин 15.30-16.00; для дошкольных групп - завтрак 8.30-8.50, обед 12.30-13.00, ужин 16.30-16.50.

При пребывании детей в дошкольном учебном заведении более 12 часов необходимо организовывать обязательное четырехразовое питание, при этом ужин предусмотреть в 19.00-19.30. Для детей, которые находятся в дошкольном учебном заведении круглосуточно, перед ночным сном необходимо организовать дополнительный пятый прием пищи (стакан кефира, ряженки, нарине, йогурта с хлебом или печеньем и т.д.).

Для организации оптимального режима нужно обеспечить детей водой по индивидуальной потребности. Кипяченую воду дают после охлаждения до комнатной температуры. Ее хранят в хорошо вымытых посуде и меняют не реже чем 1 раз в сутки.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должен быть таким: завтрак - 25 %, обед - 35 %, полдник и ужин - по 20 %. Продолжительность завтрака, полдника и ужина - по 20 минут, обеда - 25 - 30 минут. Объем пищи должен соответствовать возрасту ребенка.

Личная гигиена персонала. Персонал дошкольного учебного заведения должен быть опрятно одетым (в халате или в одежде, признанной в заведении основным), в сменной обуви, с убранным волосами, с коротко обстриженными ногтями, без колец, перстней, бижутерии.

Работникам дошкольного учреждения необходимо иметь промаркированную санитарную одежду для работ, связанных с организацией питания, и промаркированную специальную одежда для уборки помещений.

У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца, где регистрируются результаты профилактических медицинских осмотров, сведения о перенесенных инфекционных заболеваний, зачеты о гигиенической подготовке. Личные медицинские книжки должны храниться в медицинском кабинете. Медицинская сестра должна вести развернутый лист прохождения персоналом обязательных медицинских осмотров.

Работники, которые своевременно не прошли обязательный медицинский осмотр, гигиеническое обучение, а также те, которые не имеют личных медицинских книжек, к работе не допускаются.

Медицинское обслуживание. При зачислении ребенка в группу врачом дошкольного учреждения собирается информация относительно особенностей его развития и поведения, оценивается состояние здоровья, физическое и психическое развитие. На основании этого совместно с воспитателем группы делается индивидуальное назначение относительно режима дня, питания и проведения оздоровительных мероприятий.

На детей, которые поступили в детские сады и детские дома, форма № 026/у «Медицинская карта ребенка (для школы, школы-интерната, школы-лицея, детского дома, детского сада)» заполняется на основании выписки из формы № 112/у «История развития ребенка», которые утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины от 27 декабря 1999 года № 302.

В дальнейшем все записи в медицинской карте делают медицинские работники дошкольных учебных заведений в порядке текущих надзоров, при проведении периодических обзоров и противоэпидемических мероприятий.

Медицинские работники дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять постоянный контроль за состоянием здоровья детей, оказывать неотложную медицинскую помощь в случае острого заболевания или травмы, систематически проводить обучение детей правилам личной гигиены и т.п.

Ежедневные осмотры при приеме детей проводятся с целью выявления в них признаков заболеваний. Все дети 1 раз в месяц должны осматриваться медицинскими работниками на наличие педикулеза, грибковых заболеваний, чесотки и других кожных заболеваний.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

В случае выявления признаков инфекционного заболевания ребенка изолируют от здоровых детей. По показаниям ребенку должна предоставляться неотложная медицинская помощь. В зависимости от состояния ребенка оставляют в изоляторе до прихода родителей или госпитализируют.

Режим дня. Ежедневная общая продолжительность прогулки детей составляет 4-4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день.

Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста - 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 до 1,5 лет дневной сон организуют два раза в день общей продолжительностью 3,5 часа. Для детей в возрасте от 1,5 года и старше организуют однократный дневной сон продолжительностью 3 часа.

В режиме дня детей дошкольного возраста 3-4 часа отводится на самостоятельную деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.).

Учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии с действующими программ, разработанными для дошкольного образования. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет планируется не более 10 занятий в неделю (два в день) - физическое, речевое, эмоционально-социальное, познавательное, художественно-эстетическое развитие - продолжительностью до 10 минут, по одному в первую и вторую половину дня.

Количество учебных занятий в неделю в младшей садовой группе составляет 11, средней - 12, старшей - 15. Продолжительность одного занятия в младшей группе должно быть не больше 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, старшей - трех.

 

В середине и конце занятия проводятся физкультурные минутки. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут.

Занятия, которые требуют повышенной познавательной активности, необходимо проводить преимущественно в первую половину дня и в дни с высокой работоспособностью (вторник, среда). Рекомендуется сочетать и чередовать их с занятиями по музыке, физическому воспитанию, ритмике.

Не разрешается требовать от детей выполнения домашних заданий.

Физическое воспитание детей должно проводиться с обязательным медико-педагогическим контролем и включать: утреннюю гимнастику; занятия физической культурой; двигательные игры во время прогулок; закаливание; физкультурные минутки во время занятий, физкультурные паузы во время перерывов. Ежедневный объем двигательной активности детей старшего ясельного возраста должен быть не менее 3 часов, для детей в возрасте 3-4 года - 4 часов, 5-6 лет - 5 часов с учетом состояния здоровья и психофизиологических особенностей детей. Во время прогулок продолжительность физических упражнений и подвижных игр для детей старшего ясельного возраста должна составлять 20-35 минут, для детей в возрасте 3-4 года - 35-45 минут, 5-6 лет - 45-60 минут.

 

FAQ по семейному праву

Бланки и справочники