Права избирателей и их защита на выборах народных депутатов Украины 07.10.2014

26 октября 2014 года состоятся внеочередные выборы народных депутатов Украины. Событие достаточно важное для каждого из граждан нашей страны. Поэтому актуальным становится вопрос о том, какими правами обладает каждый из нас, а главное, как эти права защитить, если они нарушены. В этих вопросах разбирался Prostopravo.com.ua

Права избирателей и их защита на выборах народных депутатов Украины

Списки избирателей:проверка и уточнение

Сразу скажем, что правом избирать наделен каждый гражданин Украины, которому на день проведения выборов исполнилось 18 лет. Основанием для реализации избирателем своего права голоса на выборах является его включение в список избирателей на избирательном участке.

Поэтому максимально внимательно следует отнестись к вопросу проверки наличия избирателя в соответствующем списке. В предварительный список избирателей для обычного избирательного участка включаются граждане Украины, которым исполнилось или на день голосования исполнится восемнадцать лет и которые относятся по избирательному адресу к этому избирательному участку согласно сведений Государственного реестра избирателей. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. В предварительном списке избирателей указываются фамилия, собственное имя (все собственные имена), отчество (при наличии) избирателя, дата рождения, избирательный адрес избирателя согласно сведений Государственного реестра избирателей. Избиратели включаются в список так, чтобы сведения об избирателях с одинаковым адресом проживания были размещены рядом. Список имеет сквозную нумерацию избирателей и нумерацию листов. Обратите внимание, что  в предварительном списке избирателей напротив фамилий избирателей, постоянно не способных передвигаться самостоятельно, должна быть сделана соответствующая отметка в графе «Примечания».

Участковая избирательная комиссия обычного избирательного участка на следующий день после получения предварительного списка избирателей, а происходит это не позднее, чем за 20 дней до даты проведения выборов, предоставляет его для общего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия обычного избирательного участка направляет или доставляет другим способом каждому избирателю именное приглашение, которым сообщает о включении его в предварительный список избирателей соответствующего избирательного участка, адрес участковой избирательной комиссии, ее номер телефона и распорядок работы, а также о времени и месте голосования. Избирателям, относительно которых в списке избирателей есть отметка о постоянной неспособности передвигаться самостоятельно, одновременно сообщается, что им будет предоставлена возможность проголосовать по месту пребывания. Такое письменное уведомление направляется или доставляется не позднее, чем за пятнадцать дней до дня голосования. Избиратель имеет право ознакомиться с предварительным списком избирателей в помещении участковой избирательной комиссии и проверить правильность внесенных в него сведений.

Избиратель может обратиться в участковую избирательную комиссию или непосредственно в орган ведения Государственного реестра избирателей с заявлением об уточнении предварительного списка избирателей, в том числе о включении или исключении из списка себя лично или других лиц, а также о наличии или отсутствии отметок о постоянной неспособности избирателя самостоятельно передвигаться.

Избиратель лично подает заявление в участковую избирательную комиссию или непосредственно в орган ведения Государственного реестра избирателей по поводу указанных выше обстоятельств. К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие указанные в ней сведения. Обратите внимание, что заявление может быть подано не позднее чем за пять дней до дня голосования и рассматривается избирательной комиссией в течение одного дня. Заявление, представленное после указанного срока, не рассматривается.

По результатам рассмотрения заявления участковая избирательная комиссия принимает решение о его передаче в орган ведения Государственного реестра избирателей. Решение избирательной комиссии безотлагательно вместе с заявлением избирателя и приложенными к нему документами (копиями документов) направляется в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей и не позднее следующего дня после дня его принятия выдается лицу, подавшему заявление, а также направляется лицу, которого оно касается (если такое лицо не является лицом, подавшим заявление).

Уточнить список избирателей можно и в судебном порядке. Право обратиться с административным иском об уточнении списка избирателей, в том числе о включении или исключении из списка себя лично или других лиц, имеет каждый, кто имеет право голоса на соответствующих выборах. Административные дела относительно уточнения списка избирателей рассматривает местный общий суд как административный суд по местонахождению соответствующей комиссии.

Исковое заявление об уточнении списка избирателей подается в административный суд без уплаты судебного сбора. Исковое заявление может быть подано не позднее чем за два дня до дня голосования. Суд при рассмотрении данного административного иска обращается в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей с запросом относительно уточнения сведений об избирателе. Суд принимает решения по административным делам относительно уточнения списка избирателей в двухдневный срок после поступления искового заявления, но не позднее, чем за два дня до дня голосования, а если исковое заявление поступило за два дня до дня голосования, - безотлагательно. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству.  Постановления административного суда относительно внесения изменений в списки избирателей выполняются немедленно.

Решение суда о внесении изменений в предварительный список избирателей не позднее, чем за пять дней до дня голосования подается избирателем в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей или в соответствующую участковую избирательную комиссию, а позже этого срока – непосредственно в участковую избирательную комиссию.

В случае неправильного написания фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчества (при наличии), даты рождения, номера дома, квартиры места проживания и если, несмотря на такие технические описки, понятно, что в список избирателей включен именно тот избиратель, который прибыл на избирательный участок для голосования, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии в день голосования исправляют неточности и технические описки в уточненном списке избирателей. Такое исправление заверяется подписью председателя или заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии в графе "Примечания".

Организация процесса голосования

Голосование проводится в специально отведенных и оборудованных помещениях, в которых оборудуются кабины для тайного голосования и определяются места выдачи избирательных бюллетеней и установки избирательных урн. На одном избирательном участке обустраивается только одно помещение для голосования.

Помещение для голосования для маленького избирательного участка (с численностью избирателей до 500 человек ) должно иметь площадь не менее 50 кв. м, среднего (с численностью избирателей от 500 до 1500 человек) - не менее 75 кв. м, большого (с численностью избирателей более 1500 человек) - не менее 90 кв. м. В случае отсутствия в пределах обычной избирательного участка помещения с соответствующей площадью, может быть использовано  помещение с меньшей площадью, но в любом случае, такое помещение должно соответствовать нормативам, установленным Центральной избирательной комиссией.  Размещение оборудования в помещении для голосования планируется таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, вход и выход из кабинок для тайного голосования, избирательные урны находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Для голосования должны использоваться избирательные ящики, изготовленные из прозрачного материала с размерами, установленными Центральной избирательной комиссией. Каждому избирательному ящику присваивается собственный номер, который проставляется на этом ящике. На маленьком избирательном участке должно быть не менее двух стационарных избирательных ящиков, среднем - не менее четырех стационарных избирательных ящиков, большом - не меньше шести стационарных избирательных ящиков. Избирательные ящики устанавливаются в помещении для голосования так, чтобы избиратели при подходе к ним имели возможность проходить через кабинки (комнаты) для тайного голосования. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия в обязательном порядке размещает плакаты, разъясняющие порядок голосования и ответственность за нарушение законодательства о выборах депутатов, а также избирательные списки от каждой партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, списки кандидатов в депутаты, зарегистрированных в соответствующем одномандатном округе. Списки политических партий и кандидатов в депутаты размещаются в порядке расположения партий, кандидатов в депутаты в избирательных бюллетенях для голосования.

Голосование проводится в день голосования с 8-00 до 20-00 часов без перерыва. Обратите внимание на то, что пребывание работников органов внутренних дел в помещении для голосования запрещается, кроме случаев совершения правонарушений на избирательном участке, когда по приглашению председателя или заместителя председателя участковой избирательной комиссии представители органов внутренних дел принимают соответствующие меры по предотвращению таких правонарушений. Но и в этом случае, выполнив свои функции, представители правоохранительных органов обязаны покинуть помещение избирательного участка.

При проведении голосования на избирательном участке два члена участковой избирательной комиссии предоставляют избирателю возможность проголосовать: один член участковой избирательной комиссии после предъявления избирателем паспорта гражданина Украины (в случаях, предусмотренных статьей 2 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», могут быть предъявлены другие, предусмотренные этим Законом, документы), и наличии избирателя в списке избирателей, предоставляет избирателю список для подписи; второй член участковой избирательной комиссии в обозначенных местах на контрольных талонах избирательных бюллетеней для голосования вписывает свою фамилию, инициалы, расписывается и проставляет номер, по которому избиратель внесен в список избирателей на участке. Избиратель расписывается за получение избирательных бюллетеней в списке избирателей и на определенных местах на контрольных талонах избирательных бюллетеней. Только после этого член избирательной комиссии отделяет от избирательных бюллетеней контрольные талоны и выдает избирателю по одному избирательному бюллетеню для голосования в общегосударственном округе и одномандатном округе. При этом делать на избирательных бюллетенях любые другие отметки запрещается.

Избиратель может находиться в помещении для голосования только в течение времени, необходимого для голосования. Избирательные бюллетени заполняются избирателем лично в кабинке для тайного голосования. Во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие в кабинке для тайного голосования других лиц.

Избиратель, который вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, имеет право с ведома председателя или другого члена участковой избирательной комиссии воспользоваться помощью другого избирателя, кроме члена избирательной комиссии, кандидата в депутаты, его доверенного лица, уполномоченного лица партии, официального наблюдателя.

Избиратель не имеет права передавать свои избирательные бюллетени другим лицам. Получение избирательных бюллетеней от других лиц (кроме уполномоченного члена избирательной комиссии, который выдает бюллетени), поощрение или принуждение избирателей к передаче избирательного бюллетеня другим лицам путем подкупа, угроз или иным способом запрещается.

В избирательном бюллетене для голосования избиратель делает отметку "плюс" ("+") или другую в квадрате против названия партии, за кандидатов в депутаты от которой он голосует. Избиратель может голосовать за кандидатов в депутаты только от одной партии. Аналогично происходит голосование в избирательном бюллетене для голосования в одномандатном округе, где проводятся выборы  кандидатов в депутаты.

Проголосовать можно только за одну партию и только за одного кандидата в депутаты.

Избиратель лично опускает заполненные избирательные бюллетени в избирательный ящик. Избиратель, который в силу физических недостатков не может самостоятельно опустить избирательный бюллетень в избирательный ящик, имеет право с ведома председателя или другого члена участковой избирательной комиссии поручить сделать это в своем присутствии другому лицу, кроме члена избирательной комиссии, кандидата в депутаты, его доверенного лица, уполномоченного лица партии, официального наблюдателя.

В случае если избиратель, заполняя избирательный бюллетень, допустил ошибку, он имеет право безотлагательно обратиться с письменным заявлением к члену избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой избирательный бюллетень для голосования. Член избирательной комиссии выдает избирателю другой избирательный бюллетень описанном выше порядке и только в обмен на неверно заполненный избирательный бюллетень, о чем уполномоченный член участковой избирательной комиссии делает соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии избирателя, которую удостоверяет своей подписью. Неверно заполненный избирательный бюллетень немедленно погашается членом комиссии, который его выдал, как неиспользованный, о чем составляется акт. Этот акт подписывается двумя членами участковой избирательной комиссии, оформлявших выдачу избирательного бюллетеня, и избирателем, который неверно заполнил избирательный бюллетень, и приобщается к списку избирателей.

За 5 минут до 20 часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет об окончании голосования и закрытия избирательного участка в 20 часов. Избиратели, которые этот момент пришли к участку для голосования, имеют право проголосовать. Для обеспечения реализации этого права избирателей один из членов комиссии в 20 часов по поручению председателя участковой избирательной комиссии подходит к входу в помещение для голосования и приглашает всех избирателей, которые еще не проголосовали, зайти в помещение для голосования и закрывает дверь. После выхода из помещения для голосования последнего избирателя помещение закрывается и в нем остаются только члены избирательной комиссии и лица, которые в соответствии с законом имеют право присутствовать на заседании избирательной комиссии.

Обжалование решений, действий или бездеятельности, касающихся выборов депутатов

Избиратель, чьи личные избирательные права или охраняемые законом интересы по участию в избирательном процессе, в том числе на участие в работе избирательной комиссии на осуществление наблюдения, нарушены решением, действием или бездействием может обратиться в избирательную комиссию с жалобой, касающейся избирательного процесса. Обжалованию подлежат решения, действия или бездействия избирательной комиссии, члена избирательной комиссии; политической партии - субъекта избирательного процесса; кандидата в депутаты; уполномоченных лиц партий, доверенных лиц кандидатов в депутаты, официальных наблюдателей от партий, кандидатов в депутаты.

Избиратель может обжаловать в соответствующую избирательную комиссию решение, действия или бездеятельность субъектов обжалования, если эти действия или бездействие нарушают избирательные права или интересы относительно участия в избирательном процессе его лично.

Решение, действия или бездеятельность участковой избирательной комиссии, ее члена может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию, которая образовала соответствующую участковую избирательную комиссию.

 Решения, действия или бездействие окружной избирательной комиссии, ее члена могут быть обжалованы в суде. Жалоба о бездействии окружной избирательной комиссии может быть подана также  в Центральную избирательную комиссию.

Жалоба в избирательную комиссию может быть подана субъектом обращения с жалобой в течение пяти дней после принятия решений, совершения действия или бездеятельности субъектом обжалования. Жалоба о нарушении, которое имело место до дня голосования, может быть подана в срок, не позднее 22 часов дня, предшествующего дню голосования. Жалоба о нарушении, которое имело место во время голосования, может быть подана в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее окончания голосования.

Жалоба в избирательную комиссию подается в письменной форме и должна содержать:

  1. название избирательной комиссии, в которую она подается;
  2. фамилию, имя, отчество (наименование) субъекта обращения с жалобой, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие есть;
  3. фамилию, имя, отчество (наименование) субъекта обжалования, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие есть;
  4. суть затронутого вопроса;
  5. изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми субъект обращения обосновывает свои требования;
  6. четко сформулированные требования с указанием сути решения, принятие которого требуется от избирательной комиссии;
  7. перечень документов и материалов, которые прилагаются;
  8. указание заинтересованных лиц, которых субъект обращения считает нужным привлечь к рассмотрению жалобы;
  9. подпись субъекта обращения с жалобой или лица, его представляющего с указанием даты подписания.

 К жалобе прилагаются ее копии, доказательства, указанные в жалобе, и копии всех документов, приобщаемых к ней, в количестве, равном количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе.

Жалоба рассматривается соответствующей избирательной комиссией на своем заседании не позднее чем на второй день со дня ее получения. Жалоба относительно нарушений, которые имели место до дня голосования, рассматривается избирательной комиссией не позднее 24 часов дня, предшествующего дню голосования.

Избиратель (гражданин, имеющий право голоса в соответствующих выборах) может обжаловать решение, действие или бездействие избирательной комиссии, комиссии по референдуму, членов этих комиссий, если такое решение, действие или бездействие нарушает избирательные права или интересы относительно участия в избирательном процессе.

Решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов обжалуются в Высший административный суд Украины. Все другие решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии обжалуются в Киевском апелляционном административном суде.

Суд решает административные дела, в двухдневный срок после поступления искового заявления. Административные дела по исковым заявлениям, поступившим до дня голосования, решаются судом в двухдневный срок, но не позднее чем за два часа до начала голосования. Административные дела по исковым заявлениям, поступившим в день голосования, решаются судом до окончания голосования. Административные дела по исковым заявлениям, поступившим в день голосования, но после окончания голосования, решаются судом в двухдневный срок после поступления искового заявления.


FAQ по семейному праву

Бланки и справочники