В Министерстве образования определили, каким должно быть дистанционное обучение в школе 15.10.2020

Приказом Министерства образования и науки Украины от 8 сентября 2020 N 1115 утверждено Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования. В частности, определен механизм обеспечения получения полного общего среднего образования по дистанционной форме (в синхронном и асинхронном режиме), использование технологий дистанционного обучения и тому подобное.

В Министерстве образования определили, каким должно быть дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение - организация образовательного процесса (по дистанционной форме получения образования или путем использования технологий дистанционного обучения в различных формах получения образования) в условиях удаленности друг от друга участников и их обычно опосредованного взаимодействия в образовательной среде, которое функционирует на базе современных образовательных, информационно -коммуникационных (цифровых) технологий.

Синхронный режим - взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники одновременно находятся в электронной образовательной среде или общаются с помощью средств аудио-, видеоконференции.

Асинхронный режим - взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которого участники взаимодействуют между собой с задержкой во времени, применяя при этом интерактивные образовательные платформы, электронную почту, форумы, социальные сети и др.

Дистанционное обучение осуществляется в соответствии с образовательной программой учебного заведения и должно обеспечивать выполнение субъектами дистанционного обучения государственных стандартов образования. В случае необходимости дистанционное обучение может организовываться по индивидуальному учебному плану.

С целью обеспечения в учебном заведении единых подходов к созданию электронной образовательной среды педагогический совет одобряет использование конкретных информационно-телекоммуникационных систем (электронных образовательных платформ), коммуникационных онлайн сервисов и инструментов, с помощью которых организуется образовательный процесс при дистанционном обучении. В рамках таких единых подходов педагогические работники, пользуясь академической свободой, могут выбирать формы, методы и средства дистанционного обучения.

Учебные заведения могут использовать государственную информационно-телекоммуникационную систему (электронную образовательную платформу), технические возможности которой обеспечивают дистанционное обучение.

Организация образовательного процесса при дистанционном обучении может предусматривать учебные (в том числе практические, лабораторные) занятия, коррекционно-развивающие занятия, вебинары, онлайн форумы и конференции, самостоятельную работу, исследовательскую, поисковую, проектную деятельность, обучающие игры, консультации и другие формы организации образовательного процесса, определенные образовательной программой учебного заведения (учебными программами по отдельным предметам (интегрированным курсам).

Организация образовательного процесса должна обеспечивать регулярное и содержательное взаимодействие субъектов дистанционного обучения, с использованием форм индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, а также осуществления ими самоконтроля во время обучения.

Получение учебных материалов, общение между субъектами дистанционного обучения на учебных и коррекционно-развивающих занятиях, консультациях, проводимых дистанционно, обеспечивается передачей видео-, аудио-, графической и текстовой информации в синхронном или асинхронном режиме.

Педагогические работники самостоятельно определяют режим (синхронный или асинхронный) проведения отдельных учебных занятий. При этом не менее 30 процентов учебного времени, предусмотренного образовательной программой учреждения образования, организуется в синхронном режиме (остальное учебное время организуется в асинхронном режиме).

Для учеников, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа (ограниченный доступ) к сети Интернет или техническим средствам обучения, в частности детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных семей и т.д.), учебное заведение обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учащихся (телефонная, почтовая связь и т.д.).

Учебное заведение обеспечивает регулярное отслеживание результатов обучения учащихся, а также предоставление им поддержки в образовательном процессе (при необходимости).

Оценивание результатов обучения учащихся проводится по видам оценки, определенными специальными законами, и в соответствии с критериями, определенными МОН Украины. Государственная итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с законодательством.

Оценивание результатов обучения учащихся может осуществляться очно или дистанционно с использованием возможностей информационно-коммуникационных (цифровых) технологий, в частности видеоконференц-связи.

Организация образовательного процесса при дистанционном обучении осуществляется с соблюдением требований законодательства об образовании, защите персональных данных, а также санитарных правил и норм (относительно формирования расписания учебных занятий, двигательной активности, упражнений для глаз, непрерывной продолжительности учебной деятельности с техническими средствами обучения, продолжительности выполнения задач для самоподготовки во внеучебное время).

Дистанционное обучение организуется для учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям с компьютерной техникой.

Дистанционное обучение лиц с особыми образовательными потребностями осуществляется с учетом индивидуальной программы.

Дистанционное обучение лиц с особыми образовательными потребностями может предусматривать привлечение вспомогательных технологий дистанционного обучения (озвучивание данных с экрана, голосовой ввод текста, субтитры, клавиатуры со специальными возможностями и т.п.) с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов таких лиц.

Образовательный процесс при дистанционном обучении лиц с особыми образовательными потребностями обеспечивается при участии ассистента учителя и / или ассистента ученика.

Учет учебных занятий и результатов обучения учащихся при дистанционном обучении осуществляется в соответствии с законодательством (в классном журнале, свидетельствах достижений). По решению педагогического совета учебного заведения для организации дистанционного обучения может использоваться электронное расписание занятий, электронный классный журнал / дневники.

Учет рабочего времени и оплата труда педагогических работников, организующих дистанционное обучение, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере общего среднего образования.

С целью обеспечения условий труда, необходимых для организации дистанционного обучения, в соответствии с условиями трудового договора или по решению учредителя может осуществляться предоставление педагогическим работникам персональных компьютеров (с возможностью использования средств аудио-, видеоконференцсвязи) во временное пользование. При использовании педагогическими работниками собственных технических средств для нужд организации дистанционного обучения они могут получить компенсацию в соответствии с законодательством о труде.

Родители способствуют выполнению ребенком образовательной программы, учебных программ по отдельным предметам (интегрированных курсов) и достижению предусмотренных ими результатов обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории, заботятся о физическом и психическом здоровье детей, формируют у них навыки здорового образа жизни, а также способствуют соблюдению учащимися академической добропорядочности в образовательном процессе.

В случае, если при дистанционном обучении родители не выполняют свои обязанности по обеспечению получения ребенком образования, в частности не обеспечивают участие ребенка в образовательном процессе в течение 10 рабочих дней подряд по неизвестным причинам, учебное заведение информирует об этом соответствующую службу по делам детей.

Во время действия карантина (применения противоэпидемических мероприятий) образовательный процесс в учебном заведении по решению педагогического совета может организовываться таким образом, при котором отдельные темы по учебному предмету (интегрированному курсу) частью учеников класса изучаются очно, другой частью учеников класса - дистанционно (в асинхронном режиме, с возможностью предоставления ученикам поддержки путем проведения консультаций в синхронном режиме). При этом для учащихся определяется очередность очного и дистанционного обучения с целью обеспечения равных условий для получения образования.

Во время чрезвычайных обстоятельств учебное заведение может организовывать образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения с помощью технических средств коммуникации, доступных для участников образовательного процесса. При этом объем учебного времени, который обеспечивается в синхронном режиме, определяется педагогическим работником и может быть меньше 30%.

При наличии у ученика медицинских противопоказаний к занятиям с компьютерной техникой для организации образовательного процесса при чрезвычайных обстоятельствах могут использоваться другие подходящие средства взаимодействия участников образовательного процесса, определенные учебным заведением по согласованию с совершеннолетним учеником или родителями несовершеннолетнего ученика (одним из них).

Если во время чрезвычайных обстоятельств для лиц с особыми образовательными потребностями, ввиду нарушения или других особенностей их развития, не может быть проведено оценивание результатов обучения с использованием технологий дистанционного обучения, такая ​​оценка может осуществляться очно после завершения / ослабления карантина (в пределах учебного года или до начала нового учебного года).


FAQ по семейному праву

Бланки и справочники