НБУ разработал требования к этическому поведению коллекторов 24.11.2021

Национальный банк разработал и предлагает к обсуждению дополнительные требования по этическому поведению кредиторов и коллекторских компаний при взаимодействии с потребителями финансовых услуг по урегулированию просроченной задолженности. // 24.11.2021

Обсуждение требований будет продолжаться с 22 ноября 2021 года по 22 декабря 2021 года. Национальный банк принимает замечания и предложения к проекту Положения по электронному адресу: Consumer.Protection@bank.gov.ua.

Материалы для обсуждения доступны по ссылкам:

  • проект Положения;
  • презентация проекта Положения;
  • Таблица (предложения и замечания будут рассмотрены в случае их предоставления в форме прилагаемой таблицы).

Напомним, Национальный банк осуществляет надзор за соблюдением кредитодателем, новым кредитором и коллекторской компанией установленных законодательством требований по защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе и требований взаимодействия при урегулировании просроченной задолженности. Это предусмотрено статьей 26 Закона Украины "О потребительском кредитовании". При выявлении практики урегулирования просроченной задолженности, которая нарушает права и законные интересы потребителей и других лиц, Национальный банк устанавливает дополнительные требования по этическому поведению.

Далее подробнее о некоторых положениях проекта нормативного акта.

Так, кредитодатель при уведомлении потребителя финансовых услуг об уступке права требования по договору о потребительском кредите или привлечении коллекторской компании к урегулированию просроченной задолженности, кроме информации, определенной в статье 18 Закона о потребительском кредитовании, сообщает про:

  1. обязанность погашения просроченной задолженности по договору о потребительском кредите первоначальному кредитору (в случае привлечения коллекторской компании к урегулированию просроченной задолженности) или новому кредитору (в случае замены первоначального кредитора);
  2. порядок и способ погашения просроченной задолженности (в случае привлечения коллекторской компании к урегулированию просроченной задолженности), размер просроченной задолженности.

Кредитодатель, новый кредитор, коллекторская компания использует свое юридическое наименование согласно Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований без указания организационно-правовой формы для взаимодействия с потребителем финансовых услуг, другим лицом при урегулировании просроченной задолженности по договору о потребительском кредите .

Осуществление взаимодействия с потребителем финансовых услуг, другим лицом при урегулировании просроченной задолженности (кроме взаимодействия на стационарный телефон без автоматического определителя номера, проведения личных встреч и если взаимодействие осуществляется путем отправки почтовых отправлений) без использования кредитодателем, новым кредитором, коллекторской компанией своего наименования. Такое название кредитодателя, нового кредитора, коллекторской компании должно быть уникальным.

Потребитель финансовых услуг, другое лицо и его близкое лицо при взаимодействии с кредитодателем, коллектором имеют право осуществлять фиксирование такого взаимодействия, которое может быть использовано Национальным банком Украины при осуществлении проверки соблюдения коллекторской компанией требований по взаимодействию с потребителями финансовых услуг при урегулировании просроченной задолженности ( требований по этическому поведению) и ограничений по обработке персональных данных потребителя финансовых услуг, другого лица.

Согласно проекту Положения, разработанного НБУ, кредитодатель, новый кредитор или коллекторская компания взаимодействуют с потребителем финансовых услуг, его близким лицом не более двух раз в сутки при урегулировании просроченной задолженности по одному договору о потребительском кредите, кроме случаев дополнительного взаимодействия по их собственной инициативе.

Кредитодатель или коллекторская компания должны получить от потребителя его близкого лица согласие на общение в период с 20 до 9 часов, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни только при непосредственном взаимодействии с таким лицом.

Кредитодатель, новый кредитор, коллекторская компания, лицо, привлеченное к осуществлению коллекторской деятельности, обязаны во время первого взаимодействия или во время последующих взаимодействий предупреждать близкое лицо, другое лицо (поручитель, наследник и т.п.) о его праве предоставить отказ от взаимодействия, а также принимать такой отказ в устной форме. Запрещается взаимодействовать с таким лицом с даты получения отказа.

Кредитодатель, коллектор используют функцию (сервис) автоматического дозвона потребителю финансовых услуг, другого лица не более 30 минут в сутки отдельно к потребителю финансовых услуг и каждому другому лицу.

Ограничения использования функции (сервиса) автоматического дозвона к потребителю финансовых услуг, другому лицу не более 30 минут в сутки применяется ко всем номерам контактного телефона, с которых осуществляется звонок или отправляется сообщение потребителю финансовых услуг, другому лицу в течение суток путем использования программного обеспечения или технологий.

Кредитодателю запрещено получать согласие потребителя финансовых услуг для совершения каких-либо действий, связанных со сбором, накоплением, хранением, адаптированием, использованием и распространением (распространением, реализацией, передачей) данных телефонного справочника потребителя финансовых услуг и журнала звонков в технических средствах телекоммуникаций , включая в связи с установлением программного приложения (мобильного приложения) кредитодателя, используемого для оказания услуг.

Факт предоставления потребителем финансовых услуг персональных данных третьего лица, включая близкого лица потребителя финансовых услуг, или заключение договора о потребительском кредите с кредитодателем не может считаться согласием такого третьего лица на обработку его персональных данных.

Кредитодателю, новому кредитору, коллекторской компании, лицу, привлеченному к осуществлению коллекторской деятельности, при урегулировании просроченной задолженности по договору о потребительском кредите запрещается:

  1. использовать грубый и/или повышенный тон разговора, нецензурную брань и лексику;
  2. сообщать информацию о личных качествах потребителя финансовых услуг, другого лица, внешнего вида, интеллекта, других качеств и личных обстоятельств физических лиц, не имеющих отношения к задолженности по договору о потребительском кредите, а также оказывать психическое и/или физическое давление на человека, с которым осуществляется взаимодействие;
  3. обнародовать персональные данные потребителя финансовых услуг, другого лица и любую другую информацию, позволяющую однозначно идентифицировать такое лицо, а также информацию о наличии у потребителя финансовых услуг просроченной задолженности;
  4. распространять информацию о личных имущественных и неимущественных отношениях потребителя финансовых услуг, другого лица с третьими лицами, включая близких лиц, а также сведения о событиях и явлениях, происходивших или происходящих в бытовой, интимной, товарищеской, профессиональной, деловой и других сферах жизни таких лиц;
  5. предоставлять недостоверную информацию о виде деятельности, должности, квалификации, опыте и полномочиях лица, осуществляющего взаимодействие, включая недостоверную информацию о полномочиях кредитодателя, нового кредитора, коллекторской компании или об осуществлении взаимодействия от имени другой коллекторской компании;
  6. сообщать ложные, неполные или неточные сведения, в результате избранного способа их изложения, путем замалчивания отдельных фактов или использования нечетких формулировок относительно размера просроченной задолженности и т.п.

Поиск юридических услуг в финансовой сфере
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

9

количество предложений

477,78

средняя цена, грн

9

количество предложений

477,78

средняя цена, грн

8

количество предложений

406,25

средняя цена, грн

5

количество предложений

6 440,00

средняя цена, грн

3

количество предложений

4 733,33

средняя цена, грн

3

количество предложений

2 666,67

средняя цена, грн

2

количество предложений

550,00

средняя цена, грн

2

количество предложений

7 500,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

100 500,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

1 500,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Путеводители

Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия, ответственность

Очень часто наши читатели спрашивают, какая информация о клиенте, ставшая известной банку, охватывается понятием банковской тайны, имеют ли право банки передавать такую информацию третьим лицам, в каких случаях банковская тайна может быть раскрыта и какую ответственность должен понести банк или должностное лицо, виновные в несанкционированном раскрытии банковской тайны. На эти и другие вопросы постарался ответить Prostopravo.com.ua

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам