Принят Закон об усовершенствовании банковской деятельности ( «антиколомойский закон») 15.05.2020

13 мая 2020 Верховная Рада приняла в целом Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности» (законопроект №2571-д). Законом, в частности, определяются особенности возмещения вреда, причиненного владельцам банков противоправными решениями Национального банка, Фонда гарантирования вкладов, Министерства финансов, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Кабинета Министров. Подробности расскажет Prostopravo // 15.05.2020

Особенности производства по делам относительно обжалования индивидуальных актов Национального банка Украины, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Министерства финансов Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и решений Кабинета Министров Украины относительно вывода банков с рынка применяются к делам по:

  1. законности индивидуальных актов Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных, об отзыве у банка банковской лицензии и ликвидации банка, об утверждении предложения Национального банка Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка;
  2. законности индивидуальных актов Фонда гарантирования вкладов физических лиц о введении временной администрации в банке, о начале процедуры ликвидации банка, об утверждении плана урегулирования и любых других индивидуальных актов, принятых в его исполнение, а также индивидуальных актов о назначении уполномоченных лиц Фонда гарантирования вкладов физических лиц, делегирования им полномочий;
  3. законности решений Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка;
  4. законности индивидуальных актов Министерства финансов Украины, принятых во исполнение решений Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка;
  5. законности индивидуальных актов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, принятых в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка.

Исковое заявление об обжаловании индивидуального акта / решения подается в суд в течение трех месяцев со дня опубликования такого акта / решения в порядке, определенном законом. Указанный срок является предельным и возобновлению не подлежит. Подача искового заявления, а также открытие производства по административному делу не останавливают действие обжалуемого индивидуального акта / решения.

Кроме того, признание противоправным (незаконным) и отмена индивидуального акта / решения отдельных его положений:

  1. не восстанавливает того положения банка, которое существовало до принятия такого акта / решения, включая правовой статус этого банка, и не восстанавливает положения / прав лиц, которые были участниками банка на момент принятия такого акта / решения;
  2. не может быть основанием для признания недействительными, противоправными и отмені любых решений, сделок или иных действий / признания противоправной бездеятельности, принятых, совершенных или допущенных в процедуре вывода неплатежеспособного банка с рынка / ликвидации банка;
  3. не порождает каких-либо прав лиц, которые были участниками банка на момент принятия такого индивидуального акта / решения, кроме права на возмещение причиненного ущерба.

Суд не может принять любое другое решение, которое может привести к остановке / прекращению начатой ​​процедуры вывода неплатежеспособного банка с рынка и / или ликвидации банка.

Единственным способом защиты прав лиц, являющихся участниками банка и права и интересы которых были нарушены в результате вывода неплатежеспособного банка с рынка или ликвидации банка на основании противоправного (незаконного) индивидуального акта Национального банка Украины, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Министерства финансов Украины , Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, решения Кабинета Министров Украины, является возмещение ущерба в денежной форме.

Особенности определения ущерба, причиненного в результате вывода банка с рынка или ликвидации банка

Обязанность доказывания ущерба и его размера возлагается на участника банка.

Возмещение упущенной выгоды осуществляется в размере доходов, которые участник банка мог бы реально получить, но принятое решение (индивидуальный акт) Национального банка Украины стало единственной и достаточной причиной, которая лишила этого участника возможности их получить. Упущенная выгода возмещается лишь в случае, если такая выгода не была учтена при оценке реального ущерба (стоимости акций).

Реальные убытки определяются в размере стоимости акций банка на день принятия решения Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных / отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.

Стоимость акций определяется в размере суммы, которую покупатель, обладающий всей необходимой информацией и данными, оплатил бы на день урегулирования за акции банка с учетом будущих перспектив банка, учитывая реальное финансовое состояние банка (в том числе его регулятивный капитал, ликвидность и качество активов), бизнес-модель банка и его структуру, а также рыночные условия (в том числе доступность ликвидности и стоимость финансирования) и макроэкономическую ситуацию.

Стоимость акций определяется в отчете о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка, составленном международно признанной аудиторской фирмой, которая отвечает критериям, определенным Национальным банком Украины. Такая оценка финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций назначается судом, рассматривающим дело о возмещении причиненного вреда.

Суд возлагает обязанность по заключению договора с определенной им аудиторской фирмой о проведении оценки финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций на Национальный банк Украины. Истец обязан внести на депозитный счет суда предварительно определенную сумму расходов, связанных с проведением оценки финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций. Отчет аудиторской фирмы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка не может быть отклонен судом. Отчет аудиторской фирмы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Украины. Такой отчет подлежит опубликованию на страницах официального интернет-представительства Национального банка Украины.

В случае, если финансовое положение банка на день урегулирования, определенный аудиторской фирмой, свидетельствует, что размер обязательств банка превышал размер активов банка, считается что банк не мог действовать непрерывно (не имел перспектив продолжить деятельность) и материальный вред не причинен.

Если же по результатам аудита / оценки установлено, что размер активов банка превышал размер обязательств банка, такое превышение не является достаточным доказательством того, что материальный ущерб нанесен.

В случае, если законодательство устанавливало специальный режим для реструктуризации или рекапитализации банков на ограниченный период времени для стабилизации банковской и финансовой систем, соответствие банка таким уменьшенным регуляторным требованиям в течение такого ограниченного периода, а также неприменение санкций за нарушение требований к регулятивному капиталу и / или других требований и показателей не могут считаться достаточным доказательством положительной стоимости акций.

Во избежание неосновательного обогащения участников банка в результате учета финансовой поддержки (ликвидности, пополнения капитала, гарантий и т.д.) банка, предоставленной / внесенной государством (Кабинетом Министров Украины, Национальным банком Украины, Министерством финансов Украины) до / после даты урегулирования, оценка стоимости акций должна базироваться на таких предположениях:

  1. в день урегулирования банк должен немедленно уплатить / вернуть любую финансовую поддержку, включая стабилизационные кредиты, рефинансирование или другие кредиты, предоставленные Национальным банком Украины как кредитором последней инстанции, а финансовое состояние банка должен оцениваться с учетом финансовых потерь банка, которые он потерпел бы в результате осуществления таких платежей. В случае если для осуществления выплат банк был бы вынужден продавать свои активы, а также при отсутствии каких-либо других рыночных индикаторов в стоимость таких активов применяются корректирующие коэффициенты для имущества / гарантий, которые являются приемлемыми для обеспечения выполнения обязательств по кредиту для экстренной поддержки ликвидности, и порядок их учета, установленный Национальным банком Украины на день урегулирования;
  2. после дня урегулирования ни поддержка ликвидностью (кроме доступа к стандартным инструментам регулирования ликвидности Национального банка Украины), пополнение капитала, гарантии, программы выкупа активов или иная форма государственной поддержки не будут предоставляться государственными органами (включая Национальный банк Украины и Фонд гарантирования вкладов физических лиц ). В случае если в реальности такая поддержка была оказана, оценка будущих перспектив и показателей банка должна осуществляться, основываясь на предположении, что такая поддержка не предоставлялась.

Любой платеж, полученный участником (участниками) банка в процессе ликвидации банка или в результате выполнения плана урегулирования, уменьшает на соответствующую сумму размер причиненного реального ущерба.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.


Поиск юридических услуг в финансовой сфере
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

16

количество предложений

406,25

средняя цена, грн

16

количество предложений

412,50

средняя цена, грн

15

количество предложений

370,00

средняя цена, грн

6

количество предложений

4 366,67

средняя цена, грн

6

количество предложений

5 533,33

средняя цена, грн

4

количество предложений

2 250,00

средняя цена, грн

2

количество предложений

7 500,00

средняя цена, грн

2

количество предложений

400,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

100 500,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Путеводители

Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия, ответственность

Очень часто наши читатели спрашивают, какая информация о клиенте, ставшая известной банку, охватывается понятием банковской тайны, имеют ли право банки передавать такую информацию третьим лицам, в каких случаях банковская тайна может быть раскрыта и какую ответственность должен понести банк или должностное лицо, виновные в несанкционированном раскрытии банковской тайны. На эти и другие вопросы постарался ответить Prostopravo.com.ua

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com