В Украине хотят упростить использование радиочастот и остановить кражи мобилок 04.09.2019

В Верховную Раду 29 августа 2019 года поступил новый законопроект №1086 о радиочастотном ресурсе (РЧР). Группа депутатов от партии «Слуга народа» предложили в документе необходимые и давно ожидаемые телеком-рынком нововведения. Но есть в нем и спорные моменты.

В Украине хотят упростить использование радиочастот и остановить кражи мобилок

Давно пора

Одна из самых важных новаций, содержащаяся в документе — технологическая нейтральность. Это принцип, позволяющий, например, мобильным операторам самим решать, какую технологию внедрять на полученных от государства радиочастотах.

В нашей стране под каждый диапазон прописан конкретный стандарт, что ограничивает для участников рынка свободу маневра. За технейтральность много лет ратовал «Киевстар», и этому есть простое объяснение.

В результате слияний и поглощений крупнейший мобильный оператор Украины сконцентрировала в своих руках более половины радиочастот как в спектре 900 Мегагерц, так и 1800 МГц. И вполне бы мог — будь на это соответствующая норма закона — запустить не только 3G, но и 4G.

Правда, у других участников «большой тройки» — Vodafone и lifecell — такой возможности не было. Поэтому они выступали против внедрения технейтральности без перераспределения РЧР.

Недопустимость такого подхода — то есть на условиях «Киевстара» — прекрасно сознавала и Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ). Вот поэтому в Украине эта норма пока и не работает.

Кто настоящий хозяин эфира

С технейтральностью неразрывно связан принцип эффективного использования радиочастот. В Украине действует положение, позволяющее, условно говоря, поставить одну-единственную базовую станцию в областном центре и отрапортовать телеком-регулятору, мол, лицензионные условия выполнил. Тогда как коммерческой деятельности — абонентов, доходов — может не быть вовсе.

Такие случае в истории отечественного рынка связи известны. Проблема в том, что у НКРСИ есть право выдавать радиочастоты, но нет прозрачного и действенного механизма их изымать. В том числе — у спецпользователей (например, военных), с целью дальнейшей коммерциализации. То есть проводить конверсию РЧР. Именно поэтому Украина опоздала с внедрением третьего поколения минимум на десятилетие.

Не было у телеком-регулятора и механизма перераспределения радиочастот (рефарминга). Из-за чего большая тройка под эгидой НКРСИ сумела договориться о перераспределении 1800-го диапазона только в 2018 году. И с прошлогоднего лета в нашей стране появилось 4G в городах и даже селах. Тоже, кстати, как минимум с пяти-семилетним отставанием от остального мира.

Из-за того, что у телеком-регулятора не было полномочий по контролю за использованием спектра, ему приходилось бороться за изъятие РЧР в судах. В которых исход тяжбы предсказать невозможно. Теперь же, в случае принятия нового закона, эти проблемы должны уйти в прошлое.

На троих

Принцип McDonald's — «Вместе дешевле» — вполне можно применить и в мобильной связи. Например, разрешить операторам совместно использовать радиочастоты. В законопроекте №1086 такая норма прописана.

Это означает, что участники рынка — «Киевстар», Vodafone и lifecell — могли бы построить не три отдельные сети, а одну. И конкурировать между собой сервисом, обслуживанием, тарифами. Экономия — на лицо. А если у операторов снизятся затраты, то, возможно, они будут перекладывать на кошельки пользователей меньшую финансовую нагрузку. То есть, связь может подешеветь. Ну или хотя бы расценки на услуги сотовых компаний не будут расти стремительно.

Vodafone Украина выразил поддержку таких законодательным инициативам, как внедрение технейтральности и совместное использование РЧР. «В то же время мы считаем, что тексты (законопроекта — ред.) требуют дальнейшего усовершенствования и доработки», — подчеркнули UBR.ua в компании. Отметив при этом, что представители Vodafone готовы к «более детальному обсуждению» в профильном парламентском комитете.

Не укради

Пожалуй, самым спорным положением в новом законопроекте окажется норма об обязательном внесении в единую базу заводских номеров мобильных телефонов (IMEI).

Это означает, что импортеры смартфонов перед тем, как продать смартфоны в Украине, должны внести их терминальные идентификаторы в государственный реестр. И если потребитель после приобретения «мобилки» обнаружит, что номера купленного телефона не в этой базе IMEI, то может вернуть такой товар и потребовать деньги назад. Или же обменять на аналогичный. На это законопроект выделяет 60 дней с дня покупки.

В прошлом попытки запустить реестр идентификаторов терминального оборудования Верховная Рада предпринимала неоднократно. К инициативе взимать налоги за импортируемые телефоны добавлялось намерение борьбы с воровством «мобилок». То есть в случае кражи пользователь мог сообщить правоохранителям IMEI украденного телефона, и операторы должны были отключить такую трубку.

Крупнейшие участники рынка — «Киевстар» и Vodafone — выступали с критикой, ссылаясь на несовершенство прописанных механизмов контроля.

Например, они противились тому, чтобы на них возлагалась функция правоохранителей по определению и отключению незаконных мобильных телефонов. А также не понимали, как быть, когда в сети зарегистрирована масса телефонов с одним и тем же IMEI. Ведь украинские умельцы с радиорынков давно научились перепрошивать телефоны. Например, клонируя программное обеспечение с чистых терминалов.

Самый маленький представитель «мобильной тройки» выразил поддержку внедрению реестра идентификаторов. «lifecell поддерживает мероприятия, направленные на контрабанду и ввоз контрафактных телефонов», — заявили UBR.ua в пресс-службе компании. По ее подсчетам, государство ежегодно теряет около 1 млрд грн. налоговых поступлений из-за серого импорта телефонов.

Запуск государственной базы IMEI также поспособствует борьбе с кражами мобильных трубок, убеждены в lifecell. Статистика свидетельствует, что только в 2018 году правоохранители зарегистрировали свыше 73 тыс. случаев краж сотовых телефонов. В реальности же цифра может быть намного выше, ведь далеко не все заявляют о подобных случаях.

Меньше палок в колеса

Законопроект о РЧР предложил упразднить ряд документов, необходимых для ведения бизнеса в Украине:

  1. вывод об электромагнитной совместимости;
  2. разрешение на ввоз из-за границы радиоэлектронных средств и излучающих средств специального назначения;
  3. разрешение на эксплуатацию радиоэлектронного средства или излучающего устройства.
  4. Это значит, что для импорта и использования в Украине различных гаджетовв случае принятия нового законопроекта о РЧР нужно будет намного меньше «бумажек».
  5. Эксперты в целом позитивно оценили законопроект №1086. Председатель Совета ассоциации «Телекоммуникационная палата Украины» Татьяна Попова выделила нововведения:
  6. принцип технологической нейтральности и эффективности при использовании радиочастотного ресурса;
  7. гармонизация процедуры выделения и перераспределения (рефарминг) РЧР с требованиями законодательства Евросоюза;
  8. внедрение совместного пользования РЧР;
  9. упрощение процедуры лицензирования;
  10. введение механизма справедливого определения платы за использование РЧР;
  11. упрощение механизма внесения изменений в Национальную таблицу распределения полос радиочастот.

«Безусловно, такие новации положительно повлияют на рынок и ускорят внедрение новейших технологий», — подчеркнула она.


FAQ по финансовым услугам

Бланки документов