Депутаты хотят декриминализировать фиктивное предпринимательство - законопроект - 11.09.2019

В парламенте зарегистрирован проект Закона Украины "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно уменьшения давления на бизнес» авторства группы депутатов от политической партии «Слуга народа». Законопроектом предлагается исключить из Уголовного кодекса статью 205, которой предусмотрена уголовная ответственность за фиктивное предпринимательство, и повысить порог для привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов. Подробнее расскажет Prostopravo // 11.09.2019

По мнению авторов законопроекта, наличие уголовной ответственности за фиктивное предпринимательство (статья 205 Уголовного кодекса Украины) уже давно является одним из способов давления на бизнес в Украине. Кроме самого факта наличия уголовной ответственности за указанное деяние, контролирующие органы используют приговоры и материалы досудебного расследования (протоколы допроса директора субъекта предпринимательской деятельности) в качестве доказательной базы при привлечении к финансовой ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

В частности, сложилась распространена практика использования контролирующими органами материалов досудебного расследования и приговора суда в уголовном производстве по статье 205 УК Украины для обоснования доначисления денежных обязательств налогоплательщиков. Негативные тенденции в решении налоговых споров были спровоцированы распространенным ошибочным подходом судов к оценке доказательств, предоставленных контролирующими органами.

Во многих случаях контролирующий орган утверждал, что операции налогоплательщика с его контрагентом не имеют реального характера на основе присутствия в материалах административного дела протокола допроса руководителя такого контрагента, полученного в рамках уголовного производства по фиктивному предпринимательству. Часто суды при решении налогового спора принимали во внимание предоставленные контролирующим органом материалы досудебного расследования (изложенные в протоколе допроса объяснения руководителя контрагента налогоплательщика) в расчет, решая на их основе спор в пользу налогоплательщика, несмотря на то, что это противоречит положениям процессуального законодательства, предусматривающим, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы; суд не может обосновывать свои решения показаниями, предоставленными следователю или прокурору, или ссылаться на них, а также признавать доказательствами сведения, которые не были предметом непосредственного исследования суда.

Об использовании приговора суда в уголовном производстве по статье 205 УК Украины, сложилась распространенная негативная практика ложного использования таких приговоров с целью предоставления утверждению контролирующего органа по нереальности операций налогоплательщика статуса фактов, имеющих преюдициальное значение. То есть сложилась ситуация, при которой судами при решении налоговых споров не исследовались конкретные операции налогоплательщика с его контрагентом, которого приговором суда в уголовном производстве было признано виновным в совершении фиктивного предпринимательства. Зато утверждалось, что статус фиктивного, нелегального предприятия несовместим с легальной предпринимательской деятельностью, и как следствие, приговор суда служил основанием для вывода о нереальности операций налогоплательщика с его контрагентом. В то же время приговор может служить подтверждением нереальности операций между налогоплательщиком и его контрагентом только, если он содержит ссылки именно на эти операции. Признание приговором суда в уголовном производстве предприятия фиктивным не обязательно означает, что все его операции со всеми контрагентами были фиктивными за весь период его деятельности.

Декриминализация фиктивного предпринимательства позволит рассматривать создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, в отношении которых есть запрет, как приготовление к преступлению, что соответствует уголовно-правовой сути указанных действий. В то же время собственно прикрытие незаконной деятельности или осуществление видов деятельности, в отношении которых действует запрет, с помощью фиктивного предпринимательства сможет рассматриваться как способ совершения определенных преступлений (в частности, уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), мошенничества и т.п.).

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 205 УК, фиктивное предпринимательство, то есть создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, в отношении которых есть запрет, - наказывается штрафом от пятисот необлагаемых рублей до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные повторно или причинившие крупный материальный ущерб государству, банку, кредитным учреждениям, другим юридическим лицам или гражданам, - наказываются штрафом от трех тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Материальный ущерб, причиненный физическим лицам, считается крупным, если он в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а материальный ущерб, причиненный государству или юридическим лицам, считается крупным, если он в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан .

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить порог привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей). Так, под значительным размером средств понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, под большим размером средств - суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан, под особо крупным размером средств - суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в семь тысяч и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан.

Напомним, что согласно статье 212 УК, умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом , занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах, - наказывается штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в крупных размерах, - наказываются штрафом от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах, - наказываются штрафом от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Если Закон будет принят, он вступит в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

10

количество предложений

1 230,00

средняя цена, грн

6

количество предложений

3 183,33

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

YOUTUBE канал "АДВОКАТ МОСКАЛЕНКО А.В."

Подписывайтесь и получайте консультации адвоката онлайн бесплатно, полезные каждому!





Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам