Любой акт налоговой становиться основанием для уголовного производства 12.03.2021

Кредит доверия общества к налоговой милиции был потерян. А, как показывает практика, в Украине любят не возвращать старые займы, а брать новые. Теперь войти в доверие попытается Бюро экономической безопасности. // 12.03.2021

Оправданная замена

Для многих предпринимателей деятельность Государственной фискальной службы ассоциируется исключительно с давлением на бизнес. Это связано как со спецификой самого законодательства, так и с коррупционными скандалами, которые вспыхивали вокруг вышеупомянутого органа.

В конце января парламент принял во втором чтении законопроект №3087-д, предусматривающий ликвидацию налоговой милиции и создание нового органа - БЕБУ. Мнения экспертов относительно его функций разделились. Бизнес не понимает, какие именно категории экономических преступлений должно расследовать бюро, оправдано ли такое обилие его штата и какую ответственность будут нести должностные лица БЕБУ.

Зато на скорейшем запуске БЕБУ настаивали в Международном валютном фонде. Об этом говорится в меморандуме Украины в МВФ от 2.06.2020. Ту же настойчивость проявили и партнеры из Европейского Союза.

Итак, БЕБУ - это центральный орган исполнительной власти, на который возлагаются задачи по противодействию правонарушениям, посягающим на функционирование экономики государства. По сути, он избавит силовые органы от полномочий по расследованию экономических преступлений.

Если проанализировать статистику таких преступлений в Украине, то лишь единичные дела удалось довести до реальных обвинительных приговоров. Это подтверждает, что правоохранительные органы неэффективно выполняли свою работу. Поэтому появление нового специализированного органа можно считать шагом в правильном направлении. Это позволит уменьшить коррупционную составляющую в деятельности силовых органов, нивелирует ряд дублирующих функций при расследовании преступлений и позволит одному органу полноценно сосредоточиться на противодействии подобным преступлениям.

Без наручников, но с обысками

В стст.7-11 будущего закона «О Бюро экономической безопасности Украины» прописан целый ряд полномочий нового органа. В частности, работники БЕБУ смогут получать от финансовых учреждений информацию, содержащую банковскую тайну (в порядке и объеме, определенных в гл.10 общих положений закона «О банках и банковской деятельности»). Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, органы государственного финансового контроля в Украине, а также другие госорганы будут обязаны передавать БЕБУ всю информацию, которая может свидетельствовать о совершении экономических преступлений.

В то же время в законе нечетко прописана ответственность за неправомерное распоряжение такими сведениями, а это не может не беспокоить предпринимателей. То есть существует риск, что чиновники БЕБУ под видом сбора аналитической информации об экономических преступлениях смогут получить неограниченный доступ к закрытым данным, касающимся как бизнеса, так и обычных граждан.

Кроме этого, за бюро намерены закрепить силовые полномочия. Например, детективы БЕБУ иметь право на обыски и проводить оперативно-розыскную деятельность. Однако, в отличие от налоговой милиции, не смогут надевать на людей наручники, распылять средства слезоточивого и раздражающего действия, принудительно останавливать транспорт. Тогда как теоретически работники налоговой милиции имели право применять при выполнении полномочий служебных собак и лошадей, водометы и т.д.

Новая статья и новые злоупотребления

Вместе с тем в Уголовном кодексе появится новая ст.222-2 «Мошенничество с налогом на добавленную стоимость». За хищение либо завладение бюджетными средствами будет предусмотрено наказание в виде штрафа до 50 необлагаемых минимальных доходов граждан или общественными работами на срок до 240 часов. В особых случаях лицо может понести наказание в виде 2 лет исправительных работ или ограничения свободы на срок до 3 лет. При этом такой человек лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно.

В то же время авторы документа предлагают внести изменения и в Уголовный процессуальный кодекс. Согласно им сведения об уголовном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в стст.212 и 212-1 УК, могут быть внесены в ЕРГР только в случае, когда налоговое правонарушение определено актом документальной проверки в соответствии с требованиями ст.86 Налогового кодекса и другими дополнительными фактическими данными, устанавливающими наличие или отсутствие фактов и обстоятельств уголовного правонарушения.

То есть основанием для внесения информации об уголовном правонарушении в ЕРГР становиться любой акт налоговой проверки. Такие изменения в УПК могут привести к существенным злоупотреблениям со стороны работников БЕБУ.

От ликвидации к созданию

После вступления в силу закона понадобится еще много времени для полноценного запуска нового органа. Прежде всего это связано с большой численностью его штата. Для трудоустройства 4000 работников и прохождения соответствующих конкурсов на занятие должностей уйдет не один месяц. Не менее времени придется потратить на завершение всех процедур по ликвидации налоговой милиции, а также подразделений Национальной полиции и Службы безопасности, расследующих экономические преступления.

Впрочем, начинаться этот процесс будет с назначением руководства бюро. Его директора будет назначать Кабинет Министров. Кстати, в редакции документа, который подавался к первому чтению, директора БЕБУ должен был назначать Президент, и именно бюро должно образовываться именно его решением. Тогда это вызвало ряд вопросов, ведь создание главой государства такого правоохранительного органа противоречит предписаниям ст.106 Конституции, которая  содержит исчерпывающий перечень полномочий Президента и в которой соответствующие полномочия не оговорены. Теперь же БЕБУ определен как центральный орган исполнительной власти в структуре правительства.

Примечательно, что одним из оснований для увольнения директора бюро станет признание его работы неудовлетворительной. Зато конкретизации относительно критериев такой оценки не приведены.

Из практики последних лет, которая возникла в Украине на примере Государственного бюро расследований, Национального агентства по предупреждению коррупции, Агентства по розыску и управлению активов, где долгое время руководителями были и есть исполняющие обязанности, усматривается, что процедура назначения на должность директора органами исполнительной власти долговременная и сложная. Поэтому трудно спрогнозировать, когда именно БЕБУ приступит к исполнению своих обязанностей. По самым смелым и самым оптимистичным прогнозам, это произойдет не раньше второй половины 2021 года.

Итак, сама идея о создании единого государственного органа, который будет ответственным за борьбу с экономическими преступлениями - это уверенный и решительный шаг к экономической безопасности Украины. Вместе с тем в нынешней редакции документа размыты понятия об ответственности должностных лиц бюро, увольнения и назначения его директора, изменения в УПК и т.д. Итак, законопроект о БЕБУ должен быть доработан, чтобы заполнить пробелы. Это способствовало бы возникновению у общества и бизнеса доверия к новосозданному органу.


Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

5

количество предложений

980,00

средняя цена, грн

5

количество предложений

2 260,00

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн

Горячие предложения

Bookeeper

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам