Проведение проверок правоохранительными органами - 20.09.2011

Практически каждый предприниматель сталкивался с фактами изъятия товаров (особенно импортного орг. - и компьютерной техники) органами ГСБЭП при проведении проверок фактов нарушения законодательства. При этом многие не знают, какие действия сотрудников ГСБЭП при проверках правомерны, а какие нет, как следует действовать в случае такой проверки, каким образом защищаться от неправомерных действий правоохранителей. // 20.09.2011

Тема проверок различными государственными органами, в т.ч. органами внутренних дел, настолько объемная и многогранная, что осветить ее в полной мере в формате публицистической статьи практически невозможно. Так, автор статьи, с целью облегчения восприятия изложенной информации, не использует цитат из законодательных, нормативных актов, а ограничивается лишь ссылками на номера тех или иных статей и изображениями документов.

Перечень основных вопросов, встающих в связи с проведением проверок и изъятием ТМЦ:

  1. Являются ли законными действия работников ГСБЭП по проведению проверок субъектов хозяйствования?
  2. Имеют ли право органы ГСБЭП в процессе проведения проверок изымать из обращения товарно-материальные ценности?
  3. Какими нормами действующего законодательства предусмотрено право ГСБЭП совершать указанные действия?
  4. Чем руководствуются (какими нормами действующего законодательства) работники милиции при проведении проверок и изъятии товаров?
  5. Возможно ли и каким образом обезопасить себя от незаконных действий милиционеров?

Как все происходит на практике :

Вариант №1. Милиционеры прибыли в магазин, позвали кого-то из руководства, кому-то сообщили, что уже провели контрольную закупку. Представителя предприятия или руководителя попросили предоставить все разрешительные документы (не конкретизируя какие именно документы нужны). Осмотрев полученные разрешительные документы просят предоставить документы на товар, особенно их интересуют сертификаты соответствия и приходные документы (договоры, накладные и т.п.). Вопросы, за которые стараются «зацепиться» милиционеры: сертифицирован ли товар на территории Украины и не является ли Ваш товар контрабандным или контрафактным. После изучения предоставленных документов правоохранители начинают составлять протокол осмотра места происшествия и описание изъятой продукции с признаками контрафактности. При этом, основанием для визита, милиционеры называют: «выявили нарушения закона самостоятельно вот и документируем выявленное нарушение и изымаем ТМЦ». То, что ТМЦ имеет признаки контрафактности, милиционеры обнаружили благодаря отсутствию сертификатов качества / соответствия на указанные товарные единицы. Все просто - отсутствуют сертификаты, значит товар контрафактный или контрабандный, как говорят представители ГСБЭП. Представитель магазина подписывает акт изъятия ТМЦ и милиционеры вместе с товаром оставляют магазин. В заключение, правоохранители могут запугать работников магазина вызовами в рай управления, возбуждением дела, сроком отбывания наказания, закрытием магазина подобное. Как показывает практика, всего этого достаточно, чтобы руководство магазина начало искать пути «решения проблем». Чего как раз и ждут правоохранители ... В результате, им также «не нужны Ваши ТМЦ и проблемы с расследованием дела» и они соглашаются на определенные условия по «закрытию дела» или «не направление материалов следователю».

Вариант №2. Милиционеры прибыли в магазин. Позвали представителя руководства. Предоставили для ознакомления заявление, согласно которому милиционеры пришли с проверкой. Осмотрев магазин и товар, милиционеры просят предоставить все те же, что и в предыдущем случае документы (сертификаты, приходные накладные) и все разрешительные документы. Обнаружив кое-какие недостатки (в документах или с товаром), правоохранители составляют протокол об административном правонарушении и протокол выемки. Если вы никак не «реагируете» на их действия - изъятый ​​товар остается у милиционеров, а представитель магазина получает копию протокола и акта изъятия ТМЦ. В дальнейшем суд решит выносить постановление об административном правонарушении или нет.

Вариант №3. Третий вариант аналогичен второму но добавляется еще представитель компании (с соответствующей доверенностью), на авторские и смежные права которого, возможно, посягают на Вашем предприятии. Представитель при себе может иметь определенные индикаторы установки «оригинальности» продукции или просто может указать правоохранителям на товар, который по мнению заявителя является контрафактным. После чего милиционеры дальше действуют по сценарию Варианта № 2.

Для того, чтобы понять каким образом защищать свои права и охраняемые законом интересы, необходимо дать правовую оценку действиям представителей ГСБЭП.

В В-1 фигурировало два процессуальных документа: протокол осмотра места происшествия и описание изъятой продукции. В В-2 и В-3 уже видим заявление, протокол об административном правонарушении и протокол выемки.

Прежде чем анализировать действия милиционеров на примере приведенных вариантов, дадим определение примененным терминам.

Протокол осмотра места происшествия: следственное действие; выполняется следователем или работником милиции по отдельному поручению следователя. Осмотр места происшествия в неотложных случаях может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии для этого оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места происшествия.

Описание изъятой продукции: список предметов, которые были изъяты при выемке. Описание является неотъемлемой частью протокола выемки.

Логично исследовать понятия «протокол выемки»: следственное действие, проводимое в рамках уголовного дела; перед проведением выемки следователь выносит постановление; по результатам проведения выемки следователь составляет протокол. Так, основанием для проведения выемки / обыска является постановление следователя, а в отдельных случаях, суд выносит постановление согласно согласованного с прокурором представления следователя.

Возможно милиционеры изъяли товары руководствуясь КоАП? Статья 265 КУоАП «Изъятие вещей и документов»: вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, изымаются должностными лицами органов МВД. Изъятые вещи и документы сохраняются до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, их в установленном порядке конфискуют, или возвращают владельцу, или уничтожают, а при оплатном изъятии вещей - реализуют. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей.

Протокол об административном правонарушении: протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Протокол выемки: см.. в. 265 КУоАП «Изъятие вещей и документов»; об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Следующее, что важно исследовать, это два простых вопроса:

  • Как должен действовать милиционер при обнаружении преступления?
  • Каким образом регистрируются заявления (сообщения) о преступлении?

Как и вопрос, ответ также довольно прост.

Обнаружив преступление (в нашем случае, это вроде бы нарушение авторских и смежных прав или реализация контрафактной продукции), милиционер обязан  сообщить об обнаруженном преступлении очередного РУ милиции. Дежурный офицер, после регистрации сообщения в журнале регистрации заявлений о преступлениях (ЖРЗПЗ) принимает решение о дальнейших действиях. Обычно, дежурный обязан направить оперативно-следственную группу по адресу обнаружения преступления. Все указанные и другие аналогичные меры предусмотрены Приказами МВД Украины № № 1155, 458, 400, 181.

Так, из приведенного выше следует, что работники ГСБЭП, обнаружив преступление, должны сообщить об этом оперативному дежурному РУ милиции и ждать прибытия оперативно-следственной группы. А не самостоятельно, без должного документирования (фиксации) факта обнаружения преступления, совершать следственные действия, не имея на то отдельного поручения следователя. Конечно, здесь и следователя никакого не может быть, потому что не то что уголовное дело не возбуждено, даже заявления или сообщения о преступлении не зафиксированы. Хотя, на самом деле, следователь должен и может быть - его же вызвали в составе оперативно-следственной группы. Но именно следователь (не оперативный сотрудник) лично проводит единственное следственное действие - осмотр места происшествия.

Буквально, о т.н. преступление никто, кроме определенных сотрудников ГСБЭП не знает. По сути, милиционеры ГСБЭП самостоятельно приняли на себя функции дежурной части и следствия. Не нужно иметь ученую степень по праву, чтобы понять что милиционеры в таких случаях действуют с превышением своих служебных полномочий.

Модель проверки и изъятия ТМЦ без превышения власти и служебных полномочий

Порядок действий в соответствии КоАП:

Милиционеры, или в процессе проверки, или по заявлению представителя фирмы-производителя, прибыли к месту реализации продукции, имеющей признаки контрафактности. Осмотрев продукцию и обнаружив визуально определенные признаки нарушения закона, милиционеры должны ознакомиться с разрешительной документацией, чтобы установить правонарушителя. После чего, в присутствии представителя правонарушителя правоохранители составляют протокол об административном правонарушении в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности. После чего, материалы административного дела направляются правоохранителями в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения о вынесении постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц. Виды административных взысканий указанные в главе 3 КУпАП.

При необходимости, милиционеры вправе изъять продукцию, содержащую признаки контрафактности. В случае изъятия составляется протокол выемки или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Судьбу изъятых товаров, согласно результатам экспертизы, решает суд, это может быть уничтожение ТМЦ, конфискация и т.п..

Порядок действий согласно УПК Украины:

Проверка по заявлению о преступлении. В случае поступления заявления, сообщения о преступлении в территориальное подразделение МВД, правоохранители должны действовать согласно приказов и инструкций о которых сказано выше. Поэтому, обычно, проверять указанную в заявлении информацию выезжает или участковый инспектор, или о / у ОГСБЭП. Проверка заключается в опросе (отобрание объяснений) определенных лиц (заявитель, возможные свидетели, фигуранты), проверке / изучении необходимых документов. После проведения проверки, в случае выявления признаков преступления предусмотренного УК Украины, следователь возбуждает уголовное дело о чем выносится соответствующее постановление. Если при проверке признаков преступления не выявлено, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного преступления.

В случае обнаружения признаков преступления возбуждается уголовное дело, проводятся следственные действия перечень которых указан в разделе 2 УПК. Но в данном случае Вас должен заинтересовать один вопрос: По каким это таким признакам правоохранители усмотрели преступление в Ваших действиях? А именно: каким образом,  без проведения надлежащей экспертизы (следственного действия) милиционеры установили, что товар, который Вы реализовывали / сохраняли является контрафактным или чего больше - контрабандным? К тому же, какой это гражданин-заявитель, а то и милиционер, по внешнему виду способен выявить нарушения авторского права и смежных прав (ст. 176 УК) или контрабанду (ст. 201 УК)? Другие статьи УК невозможно применить в случаях, рассматриваемой в данной публикации.

Также, логичным является вопрос: имеет ли право милиционер, который проводит проверку по заявлению о преступлении, обнаружив правонарушения, составлять протокол об административном правонарушении и изымать товар?

Хотя в связи с этой мыслью существует много споров, мы убеждены, что милиционеры вправе фиксировать административное правонарушение, даже если они к Вам пришли с целью проверки по заявлению. К тому же, не только могут, но и обязаны! Дальнейшее изъятие должно происходить в рамках мероприятий по обеспечению производства по делам КУпАП. Все законно, но должно быть соответствующим образом оформлено.

Примечание для юристов:

Милиционеры вправе требовать для ознакомления разрешительные документы, предусматривающие Ваше право реализовывать соответствующую продукцию.

Но, сертификаты соответствия / качества не входят в перечень разрешительных документов!

Именно сертификаты соответствия требуют работники ГСБЭП при проведении т.н. проверок.

Именно отсутствие сертификатов побуждает предпринимателей «договариваться» с милиционерами, ибо последние угрожают изъятием ТМЦ, в связи с чем, владельцы продукции боятся остаться без товара, более того, уже никогда свой товар не увидеть ...

На чем «играют» милиционеры

На чувстве страха. На запутанности законодательства, регулирующего деятельность органов внутренних дел. На несогласованности ЗУ "О милиции" и УПК, УК, КоАП. А именно: Законом Украины «О милиции» определены полномочия, права и обязанности милиционеров. При этом, в указанном законе указано, что методы, способы и порядок действий милиционеров устанавливаются Законом. Конституцией Украины предусмотрено, что милиционеры должны действовать исключительно в порядке установленном Законом. Тем самым, Конституцией запрещено применять полномочия, порядок и способ совершения которых не определены Законом. Так, если в ЗУ «О милиции» определены полномочия, права и обязанности милиционеров, но порядок, методы и способы их совершения не установлены, то действия милиционеров о совершении полномочий, способ совершения которых не установлен Законом, являются не чем иным как превышением власти и служебных полномочий. Поэтому, если милиционеры действуют с нарушением требований УПК или КоАП, при этом ссылаясь на Закон Украины «О милиции» - такие действия являются неправомерными, подлежащих срочному обжалованию и фиксации техническими средствами для последующего использования в качестве доказательств.

На отсутствии гарантированных способов защиты прав предпринимателей от незаконных посягательств правоохранителей. Существующая судебная практика является лучшим доказательством беззащитности предпринимателей перед противоправностью органов внутренних дел.

Приведем пример: сотрудники спецподразделения милиции во время проведения комплексной внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности на 6 часов остановили деятельность 18 магазинов, изъяли основные средства, отобрали объяснения у 34 работников, изъяли документы бухгалтерской отчетности, провели контрольные закупки и т.п.. После чего только на двух магазинах составили  протоколы осмотра места происшествия. На других магазинах не было составлено также актов проверок. Владелец сети магазинов, после ряда оставленных без внимания обращений к руководству МВД и органов прокуратуры, обратился с иском в административный суд о признании действий органа исполнительной власти (милиции) незаконными.

После 5-ти месячного разбирательства дела, судья вынес постановление о том, что данный иск не подлежит рассмотрению в порядке КАСУ, а подпадает под юрисдикцию общих судов для рассмотрения в порядке УПК. Направив апелляционную жалобу на постановление административного суда, истец, параллельно, обратился с иском в районный суд. В районном суде отказали в открытии производства направив истца в административный суд. Замкнутый круг? Практически. Почему возникла такая ситуация? Потому что милиционеры изначально действовали на основании ЗУ «О милиции» и руководствовались определенными приказами МВД. Действия правоохранителей не имеют никакого отношения к УПК или КУпАП. За исключением одного - составление протокола осмотра места происшествия - прибыли правоохранители для проведения проверки, а в результате, не имея отдельного поручения следователя, провели следственное действие - осмотр места происшествия.

Конечно, уголовное дело после проведения осмотра места происшествия возбуждено не было. Превышение власти и служебных полномочий видится не вооруженным глазом. Но суд никаких нарушений не видит даже учитывая то, что милиционеры так и не выполнили определение суда об истребовании материалов проверки, которая направлялась им 5 раз (!!!).

Почему такое возможно? Потому что судьи в большинстве случаев руководствуются наработками судебной системы: судебной практикой, разъяснениями, пленумами, письмами высших судов. Поэтому, нет соответствующей практики - нет соответствующего решения. Как быть? Обращаться в суд, отстаивать свои права и интересы, формировать судебную практику. Судебная практика также должна с чего начать свое формирование.

Методы и способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования от противоправных действий правоохранителей при проведении проверок и изъятия ТМЦ

Способы защиты делятся на три этапа: до приезда милиционеров, во время визита милиционеров и после визита.

До прибытия:

Организуйте на Ваших магазинах и в офисе Журнал регистрации проверок и Протокол официального визита. Хотя милиционеры не обязаны отмечаться в этих документах, но использовать свое конституционное право Вы в состоянии. Поэтому, заполняя Журнал, Вы узнаете и зафиксируете кто, почему, куда и с какой целью пришел. Таким образом будете владеть информацией необходимой для совершения последующих действий. Кроме того, у Вас всегда должен быть «под рукой» список телефонов доверия соответствующих служб, органов, ведомств. Фото, видео, аудио средства фиксации информации должны находиться в соответствующем месте, персонал должен знать как ими пользоваться. .А также, знать как и куда эти средства (носители информации с записью произвола правоохранителей) спрятать, чтобы их незаконно не изъяли милиционеры.

Во время визита:

Зафиксировав сначала данные правоохранителей, спокойно, без лишних эмоций, попросите милиционеров предоставить Вам для осмотра документ, который является основанием для проверки Вашего магазина / офиса. Если такой документ отсутствует, или Вам отказались предоставить, или Вы не поняли о чем там идет речь, или адрес места проверки не соответствует действительности - советуем не допускать «гостей» к проверке. Легко сказать, трудно сделать? Как показывает практика, это не так и трудно. Важно - не бояться и помнить несколько простых истин:

  1. Размер административного штрафа за отказ в проведении проверки намного меньше чем стоимость ТМЦ, которые у Вас могут изъять;
  2. «Маски-шоу», как говорят правоохранители, наряд ППС, Беркут, Сокол и другие спецподразделения милиции безосновательно, «просто так», ради того, чтобы два о / у попали в помещение - к Вам не приедут;
  3. Свой отказ необходимо зафиксировать письменно - в протоколе, акте т.д. - попросите «гостей» составить соответствующий документ и зафиксировать отказ;
  4. Важно обосновать отказ - укажите о всех недостатках, которые Вы выявили и смело добавляйте, что видите в действиях проверяющих признаки коррупции, а именно: предполагаете, что они пришли с целью вымогательства взятки;
  5. Одновременно с отказом в проведении проверки, необходимо позвонить в соответствующие службы, органы, инстанции с сообщением о неправомерности действий милиционеров и т.д.

После визита:

Направить письменные заявления, сообщения во все возможные инстанции, органы, службы, в т.ч. куда Вы звонили во время визита. Заявления подавать лично для получения отметки о принятии на своих копиях.

Так, аксиома проста:

Если Вы не уверены в правомерности действий правоохранителей - не допускайте их к проведению проверки или совершения каких-либо неправомерных действий!

Если допустили к проверке - в последующих жалобах не ссылайтесь на незаконность оснований для проведения проверки так выглядит так, что пришли законно, а как нашли недостатки то сразу нарушили закон!

Если основания для проверки действительно существуют - не злоупотребляйте своими правами, допускайте к проверке, но тщательно фиксируйте все действия, происходящие на Вашей территории!

Всегда будьте готовы к визитам правоохранителей. Учите свой персонал по действиям в случае прибытия представителей власти.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов
Услуга
Кол-во предложений
Средняя цена, грн

10

количество предложений

1 230,00

средняя цена, грн

6

количество предложений

3 183,33

средняя цена, грн

1

количество предложений

8 000,00

средняя цена, грн






Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ И ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИСТОМ?

ПЕРВАЯ В УКРАИНЕ ПРИКЛАДНАЯ КНИГА О СЕКРЕТАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ, РЕАЛИЯХ ТРУДА И ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ПРАВА





Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам