про твої права

Ограничения деятельности предприятия

Ограничения по видам деятельности ИП, предпринимательской и хозяйственной деятельности предприятия в Украине

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое ограничение хозяйственной деятельности?
  2. Виды ограничения хозяйственной деятельности
  3. Осуществление государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью

Что такое ограничение хозяйственной деятельности?

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

В то же время, законом могут устанавливаться особенности осуществления отдельных видов предпринимательства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Ограничение права физического лица на осуществление предпринимательской деятельности устанавливаются Конституцией Украины и законом.

Виды ограничения хозяйственной деятельности

Ограничения предпринимательской деятельности устанавливаются исключительно законом. Их можно условно поделить на несколько видов:

  • Ограничения заниматься предпринимательской деятельностью определенным категориям лиц (государственные служащие, военнослужащие, представители местных органов самоуправления, лица, ограниченные в праве заниматься определенным видом деятельности приговором суда и т.д.);
  • Ограничения, связанные с монополией государства на некоторую деятельность (изготовление и реализация наркотических веществ, оружия, добыча некоторых полезных ископаемых и т.д.);
  • Ограничения, связанные с организационно-правовой формой (например, ломбарды могут существовать только в виде полных обществ);
  • Ограничения, связанные с размером уставного капитала (например, минимальный размер уставного капитала предусмотрен для акционерных обществ);
  • Занятие определенными видами экономической деятельности возможно только при условии получения лицензии на право осуществлять эту деятельность (банковское дело, финансовые услуги, строительство, образование и многие другие).

Кроме того, законом могут устанавливаться определенные ограничения деятельности субъекта хозяйствования как мера ответственности за нарушения правил ведения хозяйственной деятельности. Такие ограничения могут устанавливаться только законом и применяться органами государственного контроля (надзора) только в пределах их законных полномочий.

Осуществление государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью

Государственный надзор (контроль) - деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления  в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Мероприятия государственного надзора (контроля) - плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и других формах, определенных законом.

 

Государственный надзор (контроль) осуществляется по принципам:

 

  • приоритетности безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере хозяйственной деятельности;
  • подконтрольности и подотчетности органа государственного надзора (контроля) соответствующим органам государственной власти;
  • равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования;
  • обеспечения прав и законных интересов каждого субъекта хозяйствования;
  • объективности и беспристрастности осуществления государственного надзора (контроля), недопустимости проведения проверок субъектов хозяйствования по анонимным и другими безосновательными заявлениями, а также неотвратимости ответственности лиц за подачу таких заявлений;
  • осуществления государственного надзора (контроля) только при наличии оснований и в порядке, определенных законом;
  • открытости, прозрачности, плановости и системности государственного надзора (контроля);
  • недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля) и недопустимости осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) различными органами государственного надзора (контроля) по одному и тому же вопросу;
  • невмешательства органа государственного надзора (контроля) в деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществляется в рамках закона;
  • ответственности органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц за вред, причиненный субъекту хозяйствования вследствие нарушения требований законодательства, нарушения прав и законных интересов предприятия;
  • соблюдения условий международных договоров Украины;
  • независимости органов государственного надзора (контроля) от политических партий и любых других объединений граждан;
  • наличия одного органа государственного надзора (контроля) в составе центрального органа исполнительной власти.
  • презумпции правомерности деятельности предприятия в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования и / или полномочий органа государственного надзора (контроля);
  • ориентированности государственного надзора (контроля) на предотвращение правонарушений в сфере хозяйственной деятельности;
  • недопущение установления плановых показателей или любого другого планирования по привлечению субъектов хозяйствования к ответственности и применения к ним санкций;
  • осуществления государственного надзора (контроля) на основе принципа оценки рисков и целесообразности.

 

Государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом.

 

В случае если субъект хозяйствования на соответствующий плановый период включен в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) одновременно нескольких органов государственного надзора (контроля), соответствующие плановые мероприятия осуществляются органами государственного надзора (контроля) в комплексе - одновременно всеми органами государственного надзора ( контроля), в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) которых включены предприятия.

Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Исключительно законами устанавливаются:

органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности;

виды хозяйственной деятельности, которые являются предметом государственного надзора (контроля);

полномочия органов государственного надзора (контроля) по остановке производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

исчерпывающий перечень оснований для приостановления хозяйственной деятельности;

способ и формы осуществления мероприятий осуществления государственного надзора (контроля);

санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.

 

Органы государственного надзора (контроля) и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.

Невыполнение предписаний, распоряжений и других распорядительных документов органа государственного надзора (контроля) влечет за собой применение штрафных санкций к субъекту хозяйствования в соответствии с законом.

Должностные лица органа государственного надзора (контроля) в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения мероприятия, осуществляют в пределах полномочий, предусмотренных законом, осмотр территорий или помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, а также любых документов или предметов, если это предусмотрено законом.

Во время проведения мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

 

Плановое или внеплановое мероприятие у субъекта хозяйствования - юридического лица должно осуществляться в присутствии руководителя или лица, уполномоченного руководителем. Плановое или внеплановое мероприятие в отношении физического лица - предпринимателя должно осуществляться в его присутствии или в присутствии уполномоченного им лица.

Перед началом осуществления государственного надзора (контроля) должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования).

Во время и после осуществления государственного надзора (контроля) должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны хранить коммерческую тайну и конфиденциальную информацию предприятия.

 

Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом органа государственного надзора (контроля) при осуществлении государственного надзора (контроля), может использоваться исключительно в порядке, установленном законом.

При осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны использовать исключительно унифицированные формы актов.

Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ (решение, распоряжение), который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), которое подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа) с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью.

Удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.

Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу (физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу) удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документов.

По результатам осуществления планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт.

На основании акта, составленного по результатам осуществления мероприятия, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства, орган государственного надзора (контроля) при наличии оснований для полного или частичного приостановления производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг обращается в порядке и сроки , установленные законом, с соответствующим иском в административный суд. В случае необходимости принятия других мер реагирования орган государственного надзора (контроля) в течение пяти рабочих дней со дня завершения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) составляет предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия.

Предписание - обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций в отношении предприятия. Предписание выдается и подписывается должностным лицом органа государственного надзора (контроля), который осуществлял проверку.

Распоряжение или иной распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) - обязательное для выполнения письменное решение органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений в установленные сроки. Распоряжение издается и подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа).

Распоряжение может предусматривать применение к субъекту хозяйствования санкций, предусмотренных законом.

Невыполнение предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля), влечет за собой применение к субъекту хозяйствования штрафных санкций в порядке, установленном законом.

В случае применения санкций за нарушение требований законодательства, в частности, если законом предусматриваются минимальные и максимальные размеры санкций, учитывается принцип пропорциональности нарушения и наказания. Санкция, которая применяется к предприятию при первом нарушении, не может быть выше минимальной санкции, предусмотренной соответствующим законом.

В случае неуплаты предприятием примененной к нему штрафной санкции по результатам проведенных мероприятий государственного надзора (контроля) в течение 15 календарных дней со дня вручения или направления распорядительного документа, если распорядительные документы не были обжалованы в орган государственного надзора (контроля) и / или в судебном порядке и оставлены в силе, сумма санкции взыскивается в судебном порядке.

 




Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Полезные статьи по данной тематике

© 2006—2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес: 02100, г. Киев, ул. Георгия Тороповского, 2, оф. 19

Телефон: +38 063 075 70 92

Email: info@prostobank.com